ГАZЕТА.СПб писала, что 5 апреля в одной из самых профессиональных питерских галерей, работающих с современным искусством, Navicula Artis прошел вернисаж выставки с эпатажным названием » Реклама наркотиков «. Автор выставки Григорий Ющенко, несмотря на юный возраст, уже известен, равно как и арт-группа «Протез», в которую он входит. «Протезы» делают грубую, сатирическую, панковскую живопись. Воруя рекламные плакаты с афишных тумб, они перерисовывают их, превращая поп-певцов и театральных актеров в жутковатых монстров. » Реклама наркотиков » — это серия переиначенных афиш, где автор заставляет поп-звезд «рекламировать» психоактивные вещества под провокационными лозунгами вроде «Беломорканал: это и твоя история!». Кстати, большинство «рекламируемых» субстанций легальны, как тот же боярышник или портвейн «Три семерки», пишет «Коммерсант».
Вернисаж арт-хулиганов прошел почти незамеченным, однако в понедельник, 7 апреля, в новостях «Пятого канала» вышел в эфир репортаж о выставке . Авторы репортажа восприняли выставку без малейшей иронии: они убеждены, что художник и вправду призывает пить, курить и колоть все, что возможно, и заслуживает внимания Наркоконтроля, а также оскорбляет изображенных на афишах артистов (на всех афишах фамилии артистов наглухо закрашены, а лица изменены до неузнаваемости) и заслуживает суда за клевету.
На съемку репортажа в Navicula Artis была приглашена певица Елена Ваенга, чья афиша тоже попала под горячую кисть юного художника. Возмущенная таким использованием собственного изображения, госпожа Ваенга сорвала со стены и разорвала картину, сделанную из афиши ее концерта. «Я платила деньги за свою афишу,— заявила певица «Ъ»,— поэтому могу привлечь этого так называемого художника. Пусть ему лет двадцать вкатят и пусть сидит на зоне — там ему быстро объяснят, как рекламировать наркотики «.
Наблюдавшая за съемкой дирекция арт-центра «Пушкинская, 10» приказала галеристам снять выставку и закрыть галерею. Глеб Ершов, один из кураторов галереи Navicula Artis, считает репортаж заранее подстроенной провокацией: «Сказали, что «придет герой» — а потом такой тенденциозный репортаж. Они забыли в галерее листок с заранее подготовленным сценарием, там раскадровка: что говорит ведущая, потом «реакция Ваенги», потом про обращение в Госнаркоконтроль…».
Проект Григория Ющенко «Реклама наркотиков» выставляется не впервые. В прошлом году он был номинирован на национальную премию в области современного искусства — премию Кандинского, показывался в Москве на выставке номинантов премии и получил позитивную оценку критиков. Сам автор так комментирует свое творчество: «На моей картине изображен опустившийся бомж и написано: «З…ло жить — нажрись до автопилота». Вам как, захотелось после нее употреблять? Афиша — это медиальный образ, фантом, который существует в массовом сознании. А если третьеклассник будет подрисовывать фаллосы на их афишах, они будут устраивать такие же сцены?»
Руководитель телепроекта «Петербургский час» Татьяна Александрова не видит в случившемся никакого подвоха. «Наша камера только фиксировала то, что происходило,— сказала она «Ъ».— Это просто профессиональная журналистская работа. Провокации в этом не больше, чем в идее организовать выставку под названием «Реклама наркотиков». Все разговоры по поводу найденных сценариев — ерунда. А выставку закрыли зря — она смешная».
Вчера вечером стало известно, что куратор галереи Navicula Artis Андрей Клюканов вызван на беседу в петербургский офис Госнаркоконтроля.
Обсуждение на сайте Пятого канала:
Наталья Е. (размещено: 07-04-2008 в 23:16)
Очень жаль, что такими некомпетентными оказались телевизионщики. Усмотреть рекламу наркотиков на этой выставке невозможно — выставка высмеивает тупость нашей рекламы и всей медиасферы. К тому же, надо иметь в виду, что современное искусство вообще имеет свойство быть провокативным и проверять «границы дозволенного». Если кому-то не смешно, можно ужаснуться доступность легальных наркотических средств и тому, как глубоко они вошли в нашу историю. Увидеть же реальных лиц в работах совершенно невозможно. Создается впечатление, что этот конфликт раздут самим ТВ. И как в застойные годы хочется спросить: кому это выгодно?
Очень жаль, что такими некомпетентными оказались телевизионщики. Усмотреть рекламу наркотиков на этой выставке невозможно — выставка высмеивает тупость нашей рекламы и всей медиасферы. К тому же, надо иметь в виду, что современное искусство вообще имеет свойство быть провокативным и проверять «границы дозволенного». Если кому-то не смешно, можно ужаснуться доступность легальных наркотических средств и тому, как глубоко они вошли в нашу историю. Увидеть же реальных лиц в работах совершенно невозможно. Создается впечатление, что этот конфликт раздут самим ТВ. И как в застойные годы хочется спросить: кому это выгодно?
Коля (размещено: 07-04-2008 в 23:24)
Кто привел эту сумасшедшую истеричку на выставку
Съемочная группа 5 канала, которой надо было устроить провокацию и представить современное искусство так непрофессионально и некомпетентно. Та тетка, которая сорвала плакат — темная никому неизвестная личность, далекая от искусства, махровая антисемитка и хабалка. Устроить такое в галерее — все равно, что помочиться прилюдно.
Наблюдатель (размещено: 08-04-2008 в 01:01)
Григорий Ющенко (размещено: 08-04-2008 в 14:27)
Ну что ж, славно поработали — благодаря вам выставку закрыли на третий день. Можете мне единственно что обьяснить — действия, повлекшие за собой закрытие выставки , были сделаны по чьим-то распоряжениям или просто с целью сделать как можно более мощный репортаж?
Анна (размещено: 08-04-2008 в 14:41)
Люди, которые раздули этот скандал не имеют понятия о юморе. говоря об использовании плакатов и прочих печатных материалов, вспомним группы дадаистов, Пикассо и Брака (синтетический кубизм), сюрреалистов. они в свое время тоже имели проблемы с общественностью, когда использовали печатные материалы и фото в своих работах. но сейчас их творчество ценится и не оспаривается. говоря об этих плакатах, то здесь персоны изменены до неузнаваемости и нет фамилий. Поэтому плакат превращается просто в холст (либо в поле для творчества).
Что до самой рекламы наркотиков — так это просто циничная насмешка молодого художника над нашей реальностью. сигареты и пиво рекламируют с наглостью, а чем наркотики хуже? — хороший повод для творчества и повод дать пинок тем самым, кто сканадализирован «искаженными чертами звезд двух столиц». простите, но мне смешно…
Елена (размещено: 08-04-2008 в 14:45)
импрессионисты, авангардисты, дадаисты, символисты, сюрреалисты, кубисты — тоже в свое время не были приняты современным «приличным» обществом… пройдет лет 20 и все изменится в этом мире… Гриша — так держать!!! современное поколение искусствоведов с тобой!!!импрессионисты, авангардисты, дадаисты, символисты, сюрреалисты, кубисты — тоже в свое время не были приняты современным «приличным» обществом…
пройдет лет 20 и все изменится в этом мире…
Гриша — так держать!!!
современное поколение искусствоведов с тобой!!!
Иванов Николай, искусствовед (размещено: 08-04-2008 в 15:39)
Искусство работает! И это здорово! Уверен, что искусство, чтобы быть самостоятельным, самодостаточным и саморазвивающимся явлением, не должно подпадать ни под какие рамки цензуры: ни религиозные, ни политическим моментом оправданные, ни социальнокорректные.
На выставке же с невинным юмором указано на очевидное, что реклама и «массовое искусство» действительно поставляют в общество мощный синтетический наркотик, включающий в себя и элементы манипулирования и зомбирования населения, приучающие к самому поверхностному восприятию действительности, к выхолощенным чувствам, к клишированному поведению, к суррогатной жизни, — ко всему тому что противоречит свободе.
И именно эта правда, которую отлично про себя понимает Ваенга, заставила ее мгновенно потерять человеческий облик, как только ей на ее сущность было указано. Браво, Ющенко! Заработало!Искусство работает! И это здорово!
Браво, Ющенко! Заработало!
РЕПОРТАЖ «ПЯТОГО КАНАЛА»