Немолодой тайский мужчина в белой футболке светится от гордости, держа перед собой «Мону Лизу» Леонардо: перерисованная старательными бангкокскими мастерами Джоконда слегка кривовата, зато и стоит копейки, пишет «Коммерсант».
Фото с сайта галереи Марины Гисич
На переднем плане стоит вентилятор и такая же кривоватая картина Дали, на заднем — какой-то слащавый пейзаж с закатом и водопадом плюс полотно с голой фотомоделью на фоне иероглифов (восточный колорит хорошо продается). На соседней фотографии — пухлый тайский лавочник с двумя детишками. Счастливый отец торгует «Саскией в виде Флоры» Рембрандта и натюрмортом с розами, явно содранным с открытки. На следующем снимке — хрупкая восточная девушка, предлагающая ангелочков с «Сикстинской мадонны» Микеланджело, некую трудноопределимую абстракцию и неизбежных голых фотомоделей. Европейские туристы раскупают Рембрандтов и Дали таиландского производства как горячие пирожки: ну и что, что криво, зато как дешево!
Фотографии Юрия Молодковца (фото: Никита Инфантьев, «Коммерсант») на первый взгляд мало чем отличаются от отпускных путевых заметок. Господин Молодковец побывал в Таиланде и снимал в Бангкоке лавки, торгующие картинами. Визуально ничего особенного в фотографиях нет: многочисленные и потому одинаковые на лицо тайцы-лавочники позируют на фоне своего товара. Товар еще более многочислен, и потому от него еще более рябит в глазах. С точки зрения изображения все снимки одинаковы и малоинтересны. Зато с точки зрения смысла — о, сколько истолкований они в себе таят! Размышлений о том, что такое искусство, что такое коммерция и как она одним своим прикосновением превращает искусство в товар. О том, что такое туризм, как он во всем, включая шедевры мирового искусства, видит лишь развлечение по сходной цене. О том, что такое «третий мир» и как он, с одной стороны, готов услужить богатенькому белому господину чем угодно, а с другой — как он, поступая в услужение, на самом деле подминает под себя и экономику старой Европы, и ее культуру, которая становится для новых варваров лишь способом заработать на жизнь. На фотографии господина Молодковца достаточно посмотреть минуту, чтобы потом сутками выдавать разнообразные философские рассуждения. Это, во-первых, отличительный призрак хорошего современного искусства, которое тем и отличается от прочих искусств, что призвано не радовать глаз, а будоражить ум. Во-вторых, это открывает нам Юрия Молодковца с неожиданной стороны: он известен как хороший фотограф; годы работы в Эрмитаже внушили ему интерес и уважение к классическому искусству, а карьера фотожурналиста — чутье к сюжету, но как современный художник (а значит, почти философ) он выступает впервые, и вполне достойно.
Фотовыставка Молодковца — а она называется «The Best of Fine Art», то есть «Лучшее искусство», как написано на вывеске одной из тайских лавочек, — это, конечно, не выставка, а история, рассказанная художником. История о том, с какой легкостью искусство превращается в такой же дешевый, штампованный товар, как гамбургер в Макдоналдсе: пучок на пятачок. И о том, что же, собственно, и есть искусство: есть ли оно картинка в рамке, которую может подделать любой ремесленник, или же оно — нечто большее, чем просто краски на холсте, положенные в определенном порядке.
В общем, очень философская выставка. Глаз отдыхает, мозг работает.
Фото с сайта www.afisha.ru
За последние лет десять у Молодковца было, кажется, две выставки про Эрмитаж, пишет «Афиша». И каждая — черно-белая, очень поэтичная, полная почтительного восторга, полета на высоту регламента и чудесно переданного мрамора.
Совсем другое дело, когда Молодковец выходит из Эрмитажа и снимает вовне. Тут никакой поэзии. Никакого ч/б опять же. Фотограф становится следопытски строг. Цветная фотография тут не для вящести красок, просто она документальнее ч/б — Молодковец, если взять остальные его выставки за последние лет десять, не про Эрмитаж, занимается такой себе городской археологией, собирая и систематизируя разные факты: граффити на фасадах, развалы на барахолке, строительные или реставрационные леса… Вышел человек из Эрмитажа — а тут жизнь. Дайте засниму! Естественно, никакого полета или восторга, чистая документалистика; мастера видно разве что в том, как он снимает, например, какую-нибудь облезшую штукатурку на фасаде: с явно эрмитажным навыком, с умением человека, долго занимавшегося репродукционной съемкой, знающего, как передать другому, что видишь сам, — но это здесь единственное, пожалуй, напоминание об Эрмитаже.
Галерея Марины Гисич
314 43 80
м. Технологический институт, Сенная площадь, Садовая
наб. реки Фонтанки, 121, кв. 13, домофон 13
Режим работы: пн-пт 11.00-19.00, сб 12.00-18.00, посещение по предварительной договоренности
Фото с сайта www.mdf.ru
Фото с сайта fotomasterskie.ru
Фото с сайта www.addesign.ru