Мероприятие было организовано Паломническим центром РПЦ, Петербургским отделением Паломнического центра, Императорским православным палестинским обществом и Государственной академией славянской культуры (ГАСК), сообщает корреспондент «Русской линии». В президиуме чтений заседали митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир и Воронежский и Борисоглебский Сергий, епископ Егорьевский Марк, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандрит Назарий, президент и основатель ГАСК профессор И.К.Кучмаева.
Открыл чтения епископ Марк. Во вступительном слове владыка напомнил, что Свято-Елисаветинские чтения были созданы 8 лет назад по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. «Чтения проходят в разных городах, в том числе и в Москве. Обычно эти мероприятия приурочиваются ко дню рождения Великой Княгини, к 1 ноября. В Петербурге, городе святого апостола Петра, чтения проходят впервые, и их особенностью является то, что они проходят в доме, где жила Елисавета Феодоровна, где прошли ее лучшие годы», – отметил епископ Марк.
А митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир назвал чтения важным церковным и общественным событием, объединяющим духовенство и мирян. «Отрадно, что мы еще раз вспоминаем немецко-английскую принцессу, которая стала русской святой, и соединила в своей жизни любовь к ближнему и любовь к Богу», – отметил митрополит. «С этим прекрасным дворцом, в котором мы сейчас находимся, связаны 7 благословенных лет жизни Августейшей четы. Именно здесь же в 1891 году в Лазареву субботу Великая Княгиня приняла таинство миропомазания», – напомнил владыка.
«Наконец-то чтения проходят в Петербурге, в городе в котором произошло становление Великой Княгини как православного человека, – сказал архимандрит Назарий (Лавриненко). – Надо признаться, что у нас «замыливается» взгляд, и мы перестаем замечать близлежащие святыни. Действительно, правы те, кто говорит, что святыни острее всего ощущаются, когда находишься от них на расстоянии. Я благодарен устроителем сегодняшнего мероприятия за то, что они напомнили нам, на какой святой земле мы живем».
Чтения привлекли внимание многих ученых, священнослужителей и мирян. В ходе конференции было сделано 15 докладов. С первым, основополагающим докладом, выступил митрополит Сергий. «Санкт-Петербург – это удивительный город, в котором отразился весь духовный мир России. Это город памятник и город полный надежд. Он славен не столько своей историей, сколько своими людьми. Именно люди: труженики, гении, святые и герои создали этот город и его славу. Мы воспринимаем этот город, прежде всего, через жизни этих великих людей, в число которых входит и Великая Княгиня. Петербург для Елисаветы Феодоровны, воспитанной в протестантизме, стал городом, в котором она открыла для себя православную веру. В этом городе в 1891 г. она приняла Православие. Император Александр III, присутствовавший при этом таинстве, позже сказал, что почувствовал тогда присутствие самого Господа Бога. Город, ставший для нее родным, так же, как и Москва, древняя русская столица, помнит ее. Ее начинания соответствовали духу России, и поэтому они прижились», – отметил в своем докладе «Цвет христианского милосердия» владыка Сергий.
Владыка также пояснил разницу между насильственными утопическими преобразованиями мира и смиренным милосердием и христианской жертвенностью, объяснив смысл истинного социального служения, которому посвятила свою жизнь Великая Княгиня Елисавета. «Именно тогда становится очевидна непреходящая ценность христианского милосердия, когда кто-то создает очередную утопию, затуманившую сознание людей, а потом эта иллюзорная утопия рассыпается и обесценивается как деньги в банках. Милосердие впитывается вместе с любовью и верой. Тот, кто почитает себя чем-то большим, чем является, обольщает себя. Такой человек не сможет помочь ни себе, ни людям, так как не имеет смирения. Зададимся вопросом: почему лишь немногие посвящают себя социальному служению? Почему же те, кто все-таки занимается этим делом, постепенно отходят от веры? Ответ прост. Социальное служение только кажется легким делом. На самом деле это тяжелый труд, который становится еще тяжелей из-за того, что его цели часто не совпадают с привычными для нас. Люди, которые начинают заниматься социальным служением, зачастую честолюбивы, ими движет самолюбие, корысть и жажда власти над людьми. Помогая людям, они стремятся ими управлять. А ведь за социальное служение чаще всего не ожидает награда. Кроме того, многие из тех, кто приступает к этому делу, боятся помогать тем, кто поистине нуждается в их помощи. У социального служения есть скрытая сторона. В помощи нуждается тот, кто живет в трущобах. Именно в этих местах господствует порок, нищета. Но люди не заглядывают в эти места, стыдятся, боятся и стесняются заглянуть туда, где больше всего нужна их помощь. Поэтому нужно отметить, что помощь, как правило, не доходит до тех людей, которые нуждаются больше других», – заметил митрополит Сергий.
Фото сайта «Русская линия»
По его словам, государственной власти и чиновникам нужно быть милосерднее, нужно проявлять жертвенность, иначе их помощь не дойдет до адресата. «Не стоит забывать, что наше государство согласно конституции является социальным. Это определение накладывает на него огромные обязанности. Нам надо задуматься над тем, как привить нашему государству, которое еще недавно вытравливало из сознания народа понятия о милосердии и жертвенности, христианские ценности. К сожалению, инерция прежней политики тащит наше государство в бездну чудовищного социального расслоения», – считает владыка. «Социальное поле так широко, что хватит работы для всех: православных, католиков, протестантов, мусульман, представителей разных социальных организаций. Можно надеятся на государственную власть, но уповать можно только на Бога. Пример Елисаветы Феодоровны и других святых, которые следовали заповеди: несите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов, должен стать образцом для подражания», – заключил владыка.
В своем докладе «Русская духовность в Синодальный период» д.ф.н. профессор М.Громов отметил, что именно такие люди, как Елисавета Феодоровна, составляют духовную опору нашей страны. «Никакие материальные блага и золотой телец не помогут нам, если не будет в нас духовного стержня», – заметил он.
С докладами также выступили кандидат культурологии, профессор А.Коненкова («Петербургская Троице-Сергиева пустынь в житии Великой Княгини»), д.и.н. профессор Е.Пиотровская («Великая Княгиня Елисавета Феодоровна и Петербург»), д.ф.н. профессор И.Кучмаева («Из Петербурга в Вышу. Паломничество великокняжеской четы к Феофану Затворнику»), кандидат богословия, преподаватель СПбДАиС Ф.Амбарцумов («Симфония духовной жизни и социального служения в опыте Великой Княгини Елисаветы Феодоровны»), кандидат богословия, преподаватель СПбДАиС А.Прокофьев («Духовно-нравственный подвиг княгини Елисаветы Феодоровны и его значение для истории»), к.и.н. Л.Максимова («Великая Княгиня и художественная жизнь Петербурга 80-х ХIХ века»), В.Кондрашина («Петербургские будни и праздники Елисаветы Феодоровны (по неопубликованным архивным материалам)», к.и.н. профессор В.Козлов («Судьбы общин сестер милосердия в послереволюционные годы (по архивным материалам)», руководитель санкт-петербургской благотворительной организации «Покровская община» Г.Клешова («Опыт деятельности петербургской покровской общины в традиции Марфо-Мариинской обители») и другие.
Православные священники выразили также сожаление, что многие россияне осознают себя наследниками большевиков. «Это – печальная реальность нашего времени», – сказал настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях протоиерей Борис Михайлов. – «В этом – весь наш антиисторизм. Люди принимают ложь и по-человечески с ней соглашаются. Это печальнейший факт нашей жизни». «Я считаю события семнадцатого года катастрофой и несмываемым позором. Это было началом гибели России. И это нужно преодолевать, если мы хотим выжить и состояться в истории. Мы должны найти в себе национальные силы и преодолеть этот морок», – подытожил священник.
Вопрос об отношении к Великой Октярьской Революции был сегодня главным предметом обсуждения и на блогах в ЖЖ. Страсти были накалены и не обходилось без взаимного поносительства и оскорблений.