Прокуратура Петербурга начала давать содержательные ответы на обращения жителей, не согласных с предполагаемым высотным строительством ОАО «ОДЦ «Охта». Согласно ответам, прокуроры в данный момент проверяют законность изменения границ памятника «Ниеншанц» и возведения на его месте небоскреба, сообщает ЗАКС.ру со ссылкой на участников гражданской коалиции в защиту северной столицы.
Поселение Охта-1. Деревянный настил–платформа, эпоха неолита. Вид с востока.Фото:spbae.ru
«В ходе проведения археологических раскопок на объекте выявлены захоронения XV-XVII вв. Положениями ст. ст. 4, 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» установлены запрет на снос существующих мест погребений и ограничение на использование данной территории», — говорится, в частности, в ответе на обращение одной из жительниц города.
Прокуроры подтверждают, что недавно «границы объекта культурного наследия «Ниеншанц Шведская крепость 1611-1703» были изменены в сторону их уменьшения» комитетом ГИОП.
«В настоящее время прокуратурой города проводится проверка законности изменения границ выявленного объекта культурного наследия… и будущего строительства на его территории», — сообщают представители надзорных органов.
Добавим, 1 августа Газпром уже пытался прекратить раскопки и заменить их археологическим надзором. Однако представители Института истории материальной культуры РАН поставили ультиматум: или раскопки, или они оттуда уйдут совсем.
В то же время археологи собираются и дальше настаивать на проведении полноценного археологического исследования. Сейчас до ученых дошла информация о том, что КГИОП снял территорию объекта культурного наследия «Крепость Ниеншанц» в пределах зоны предполагаемого строительства с охраны.
Как заметил Петр Сорокин, руководитель Санкт-Петербургской археологической экспедиции Института истории материальной культуры Российской академии наук, в ближайшем будущем все, что найдено археологами, в отличие от разрекламированного «Охта-центра», прибыли не принесет. «Но это часть нашей истории. Зачем ее сохранять? Для нас археологические объекты в устье Охты стоят в одном ряду с такими памятниками как Петропавловская крепость, крепости в Выборге, Старой Ладоге, Копорье, Орешек, являющимися объектами общемирового культурного наследия», — объясняет Петр Сорокин.
Выявленный многослойный памятник, на котором, как в Трое, можно одновременно наблюдать части сооружений разных периодов истории, уникален не только с научной, но и с экспозиционной точек зрения. Согласно действующему законодательству подобные исторические сооружения попадают под охрану с момента их выявления. Решение об их дальнейшей судьбе должны принять городские власти, Росохранкультура и КГИОП Петербурга. При любом развитии событий проект освоения этой территории должен учитывать наличие здесь грандиозного по масштабам археологического объекта.
Северо-восточный угол башни Ландскроны. Вид с внешней стороны
Фото: spbae.ru
«Я и мои коллеги считаем, что территория, о которой идет речь, имеет уникальную ценность для изучения не только истории Санкт-Петербурга, но и всей Древней Руси, а также Северной Европы», — считает Петр Сорокин.
Он уверен, что нужно обследовать всю территорию памятника, причем не в ускоренном темпе, а с соблюдением всех методических правил, чтобы сохранить всю историческую информацию.
Эта научная информация меняет представления об истории всего Приневского региона. Сейчас у нас — «Иванов, не помнящих родства», — появились условия для создания Археологического музея Петербурга, где могут сохраняться и экспонироваться находки разных эпох, остатки фортификационных сооружений Ландскроны и Ниеншанца.
Ученые считают, что на месте раскопа можно создать историко-культурный ландшафтный парк и археологический музей под открытым небом. Опыт есть и в Турку (Финляндия), и в Киеве. Причем поток туристов будет гарантирован. Их будет не меньше, чем посетителей Эрмитажа и уж точно больше, чем желающих полюбоваться третьеразрядным небоскребом. Шведы уже предлагали восстановить крепость (дерево-земляную, какой она и была) за свои средства.
фото: http://community.livejournal.com/save_sp_burg
Добавим, что судьба погребений, обнаруженных в ходе археологических раскопок на будущей стройплощадке, до сих пор неизвестна. Сейчас останки воинов хранятся в ящиках на территории «Охта-центра», место их перезахоронения не определено.
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ ОБ «ОХТА-ЦЕНТРЕ»
Алюминиевые конструкции для башни привозят из Франкфурта. Фото: ЖЖ