Стоимость строительства первой очереди автотрассы Москва – Санкт-Петербург на участке 258–334 км превышена на 6,6 млрд рублей. Об этом сообщили в Счетной палате по результатам экспертно-аналитического мероприятия. С докладом на коллегии ведомства выступили аудиторы Валерий Богомолов и Максим Рохмистров, сообщает «Росбалт«.
Отмечается, что долгосрочное инвестиционное соглашение (ДИС) на строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт и эксплуатацию на платной основе, заключенное на данном участке трассы, требует дополнительной корректировки. В документе содержатся многочисленные ошибки, в том числе в оценке стоимости проекта. Кроме того, не подтверждена в полном объеме обоснованность, экономическая эффективность и реализуемость заявленных в ДИС параметров.
СЮЖЕТ ТЕЛЕКАНАЛА «100ТВ»:
Как пояснил Валерий Богомолов, по состоянию на 1 июня 2013 года основными проблемами, которые могут привести к срыву сроков строительства, являлись отсутствие полного комплекта утвержденной рабочей документации, незавершенное переустройство коммуникаций, недостаточное количество квалифицированных рабочих на строительных участках.
«При этом в госкомпании «Российские автомобильные дороги» отсутствует единая система управления рисками, а существующая система внутреннего контроля не позволяет провести оценку эффективности расходов, качества выполненных работ и результативности на основе ключевых показателей», — отметил аудитор.
Общий объем финансирования ДИС на инвестиционной стадии составляет 51 млрд рублей, в том числе объем финансирования строительно-монтажных работ — 49,596 млрд (включая инвестиции исполнителя ОАО «Мостотрест» в размере 5,2 млрд рублей) и затраты ГК «Автодор» — 1,432 млрд. При этом обоснование затрат ГК «Автодор» в размере 1,432 млрд рублей не представлено.
По данным аудиторов, стоимость строительства первой очереди автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург на участке 258-334 км превышена по сравнению со стоимостью строительства, подтвержденной госэкспертизой от 8 октября 2010 года, на более чем 6,6 млрд рублей. При этом экономического и правового обоснования указанного превышения стоимости строительства ГК «Автодор» не представила.
Анализ структуры и графика финансирования ДИС показал, что в первый год его реализации (2011-2012 гг.) общая стоимость строительства составила 11,868 млрд рублей. При этом доля инвестиций исполнителя в общем объеме капитальных вложений за этот же период составляет всего 2%. «Мировая практика не знает случаев подобного соотношения затрат бюджетных средств и привлеченных инвестиций, а именно: 98% к 2%, при реализации проектов государственно-частного партнерства», — пояснил Максим Рохмистров.
Согласно выполненным расчетам, суммарная величина эксплуатационных платежей за 2015-2033 годы составляет 14 млрд рублей, платежей за ремонт — 13 млрд, инвестиционных платежей — 16,5 млрд, то есть всего 43,5 млрд. Между тем прогнозный суммарный объем выручки от взимания платы за проезд составляет 34,68 млрд рублей и показывает, что условиями ДИС не обеспечивается окупаемость не только строительства автомобильной дороги, но также ее содержания и ремонта. Всего за период эксплуатации потребуется дополнительных ассигнований около 9 млрд рублей.
Коллегия решила направить представление ГК «Российские автомобильные дороги» и информационное письмо министру транспорта. Отчет о результатах мероприятия направлен в Совет Федерации и Госдуму РФ.