Более полутора века реликвии, пропавшие в 30-х годах XIX века, считались навсегда утраченными. Только удача позволила реставраторам обнаружить несколько изображений, по которым был воссоздан их первоначальный облик, сообщили БалтИнфо в компании, которая занимается реконструкцией здания.
О том, что фасады Дома со львами некогда были увенчаны симметричными декоративными группами, изображающими архангелов и имперский герб, стало известно из литературных источников. В конце XIX века, когда здание было передано Военному министерству Российской Империи, горельефы по неизвестным причинам заменили на декоративные элементы из листового металла. В советские годы пропали и они. Поскольку проектные чертежи скульптур не сохранились, долгое время они считались навсегда утраченными. Здание ветшало и разрушалось, повторяя судьбу многих архитектурных творений Петербурга.
Фото: lionspalace.ru
Переломный момент наступил в 2002 году, когда здание перешло в ведение Управления делами Президента РФ. Было решено поставить памятник на службу городу и приспособить его под гостиницу класса deluxe. Спустя два года Управление передало дом в аренду девелоперской компании под обязательство полномасштабной реставрации памятника.
В советское время в знаменитом памятнике архитектуры ютились по три-четыре арендатора сразу. В их числе в разные годы были: общежитие, аэромузей, мастерские завода, телефонная станция, школа и проектный институт. Дом не ремонтировался около 40 лет.
Современный проект подразумевает возвращение первоначального облика здания и прокладку современных инженерных систем. В числе восстанавливаемых объектов — торжественные фасады в стиле петербургского ампира, декоративные скульптуры архангелов, львиные фигуры из белого мрамора, а также исторические интерьеры первого и второго этажей: главный вестибюль, двухмаршевая парадная лестница, зал с колоннами и «зеленая комната».
Работа по воссозданию скульптур началась в 2008 году с поиска источников, содержащих изображения фасадов. Среди них – акварель живописца-перспективиста Василия Садовникова начала XIX века и одна из первых фотопанорам города, относящаяся к 1861 году. Второй метод, использованный реставраторами, — сопоставление с аналогами. Разумеется, типовых архитектурных решений в XIX веке не существовало, но общее направление, стиль объединяли многие здания. Архивные материалы помогли провести аналогии с похожими скульптурными группами, которые можно увидеть на зданиях Михайловского дворца, Сената и Синода.
Анализ полученных данных позволил с большой степенью достоверности восстановить изначальный облик горельефов. По замыслу архитектора – прославленного Огюста Монферрана – горельефы с изображением архангелов и имперского герба занимают центральное место в композиции фасадов Дома со львами. В свою очередь, декор особняка играет важную роль в оформлении Исаакиевской площади и всего центра Петербурга.
Увидеть вновь обретенные реликвии можно будет весной следующего года, когда завершится внешняя покраска здания и с него будут сняты леса. Все работы по восстановлению памятника будут закончены в 2011 году.
СПРАВКА: Здание Военного Министерства, известное как «Дом со львами», — одна из немногих сохранившихся в России работ Огюста Монферрана. Архитектор спроектировал его в 1817 году по заказу князя А. Я. Лобанова-Ростовского, что совпало с началом работ над Исаакиевским собором. Место, выбранное для дома, имеет особое градостроительное значение: он находится на «острове» между Исаакиевской площадью, Вознесенским и Адмиралтейским проспектами. А беломраморные львы у входа в дом знакомы любому школьнику: на одном из них спасался от наводнения Евгений из пушкинской поэмы «Медный всадник».
Фото: lionspalace.ru
За последние 200 лет бывшая княжеская недвижимость не раз переходила из рук в руки, в результате чего здание обветшало и утратило богатство первоначальных интерьеров. Сегодня памятник включен в федеральный список охраняемых объектов культурного наследия.