Среда, 5 ноября 2025
$80.89 €93.38 ¥11.24
8.9 C
Санкт-Петербург

11 сентября — День трезвости. Как боролись с пьянством в России

День трезвости проводится 11 сентября не случайно — эта дата отмечена в церковном календаре как день Усекновения главы Иоанна Крестителя. По преданию в этот день святому отрубили голову по приказу царя Ирода.

А так как случилось это во время пьяного разгульного пира, то в православной традиции в качестве назидания 11 сентября не употребляли в пищу яйца, мясо, молоко, лакомства — и не пили алкоголь.

В 1911 году впервые был проведен день трезвости — традиция берет свое начало в Санкт-Петербурге. Винные лавки и трактиры закрылись на один день, а по городу распространили лозунг “В трезвости счастье народа”.

Праздник был учрежден не просто так — не так давно было налажено производство недорогой водки, которую мог себе позволить каждый. До этого спиртное можно было купить в частных трактирах и винокурнях. На фоне этих изменений в торговле стали чаще регистрироваться случаи смерти от пьянства, и церковь и медицина решили объединить свои усилия в антиалкогольной политике. Представители научной интеллигенции видели спасение общества в призывах сохранить здоровый образ жизни и идею созидания.

Предполагалось, что праздник объединит слои населения — ведь трезвенниками предлагали стать и простому народу, и аристократии.

Идея получила распространение, и уже в 1913 году празднику был присвоен статус Всероссийского.

После вступления страны в Первую мировую войну в 1914 на территории России был введен сухой закон. Сначала это было просто обычное условие общей мобилизации, но позже Николай II решил продлить действие запрета. Теперь по всей стране разрешалось пить только в ресторанах первого разряда и в буфетах при дворянских клубах и купеческих собраниях, куда не пускали низшие сословия.

Этот перегиб, разумеется, привел к недовольствам народных масс. Неудивительно, что во время революции 1917 года рестораны и склады с алкоголем были разграблены, причем количество жертв при этом превысило потери во время штурма Зимнего дворца. Уже 8 ноября 1918 года реввоенсоветом было издано распоряжение:

«Впредь до особого распоряжения воспрещается производство алкоголя и всяких „алкогольных напитков“».

За историю существования Советского Союза несколько раз проводились антиалкогольные кампании, но День трезвости не был возрожден.

Впервые после отмены его отпраздновали уже в Российской Федерации в 2005 году. 

Никаких регламентированных традиций он не несет — в медицинских учреждениях в этот день проводятся лекции о вреде пьянства, социальные службы распространяют информацию о лечении от алкоголизма.

По мнению организаторов праздника, каждый может отметить День трезвости, внеся небольшой вклад в установление здорового образа жизни. 

Узнавайте о новостях первыми в наших официальных каналах в Telegram и Дзене

Поделиться:

Читайте также

Петербургский холдинг Setl Group подтвердил статус одного из лидеров в сфере социальной ответственности, заняв место в ТОП-3 рейтинга аналитического центра «Эксперт», который оценивал девелоперов по масштабам ввода социальных объектов, вкладу в развитие регионов и разнообразию компетенций.Как сообщили в компании, за годы работы она построила 80 социальных объектов, включая современные сады и школы более чем для 30 тысяч детей в Петербурге и Ленобласти, обустраивает кабинеты врачей в своих жилых комплексах и возводит поликлинику в Невском районе на 420 посещений в смену.Помимо этого, силами холдинга в городе созданы десятки общественных пространств, таких как парки, скверы, аллеи, бульвары, набережные и площади, — среди которых недавно открытая площадь Солнца в Красносельском районе и продолжающийся проект по благоустройству парка площадью 4,1 га в Пушкинском...
Ежегодная конференция «Т-Банк про Бизнес» состоялась в уникальном пространстве — Планетарии, расположенном в историческом здании «серого пояса» Петербурга. Это символично: как старые промышленные территории обретают новую жизнь, так и бизнесу приходится трансформироваться, чтобы оставаться конкурентоспособным. Участники события — от начинающих предпринимателей до руководителей предприятий с вековой историей — сошлись во мнении: в условиях высокой конкуренции побеждает тот, кто предлагает уникальный продукт и умеет работать с эмоциями клиента. Об этом подробно рассказывает издание «Деловой квартал Санкт-Петербург».«Мы создаем то, чего не делают конкуренты, стремясь вызвать у человека эмоцию», — поделился генеральный директор компании «Красивый город», которая производит оборудование для детских игровых площадок, Алексей Петров.О клиентоориентированности говорила и руководитель Департамента по связям с общественностью Императорского фарфорового завода Дарья Илларионова. «Мы можем сформулировать KPI, но если клиент в...

Популярное

Новости дня

По теме

Подпишись на наши соцсети

Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

ИЛИ ПИШИТЕ