«Старички мандражируют», — сообщали побывавшие за кулисами. Хотя на концерте старичков хватало, ни у кого не возникало сомнений, кто именно мандражирует, пишет «Коммерсант». У них и вправду был повод поволноваться. О том, что в Манеже будут выступать «Странные игры», на афише сообщали маленькие буквы под именами хедлайнеров — «Чиж и Компании» и «Сплина».
В начале 1980-х «Странные игры» были одной из самых необычных «корневых» групп Ленинградского рок-клуба. Им удалось удачно абстрагироваться от основной массы коллективов, не слишком заморачиваясь в песнях с бытовухой и заменив привычные протесты милым абсурдом. Вроде бы песни были и о жизни, но тексты, заимствованные у французских поэтов, Даниила Хармса или Козьмы Пруткова и по наитию наложенные на подобие русского ска новой волны, превращали все в ироничный и симпатичный музыкальный перформанс. Группа за славой особенно не гонялась и, выпустив два альбома — «Метаморфозы» (1983) и «Смотри в оба» (1985), распалась на «Игры» и «АВИА». Впоследствии участников «Игр» в разных комбинациях можно было видеть в «НОМе» и «Deadушках».
Однако Виктор Сологуб, Алексей Рахов и Николай Гусев никогда себе не изменяли — каждая из групп, в которых они участвовали, была «штучным товаром» и в динозавров от рока ни одна из них не превратилась. Оригинальность в их случае всегда была более приоритетной, чем массовки по дворцам спорта. Как оказалось, «Странные игры» и сейчас нельзя соотнести ни с одной действующей группой, а ведь вместе они не выступали уже больше десяти лет, превратившись в небольшую, но красивую местную легенду.
Самой большой интригой было время выступления «Странных игр»: по слухам, их должны были поставить между хедлайнерами. Все оказалось немного не так — до абсурдистского ска народу все-таки пришлось послушать «Чижа и Ко». Им действительно было немного не по себе. Саксофонист Алексей Рахов, появившись на сцене, тут же куда-то исчез и вернулся буквально на первых нотах вступления к первой песне, а Виктор Сологуб метался туда-сюда, проверяя и перепроверяя аппаратуру. Самым смущенным выглядел его старший брат Григорий, который после распада «Игр» и вовсе предпочитал нигде не светиться. Он неловко отпихивал локтем председателя рок-клуба Николая Михайлова, требовавшего, чтобы тот что-нибудь сказал в микрофон, и осматривал свою гитару так, будто ожидал от нее какого-то подвоха. Спокойствие и даже благодушие излучал только клавишник Николай Гусев.
Началось выступление с древнего «Эгоцентризма». «На перекрестке себя поджидал я! Чтобы себя самого напугать!» — расплескивая пиво, заорали в публике серьезные мужики. «Старики» благоговели, молодежь просто отрывалась. Особого шоу «Странные игры» не устраивали: возраст, видимо, уже не тот. Только порывистый Сологуб-младший, которому в любом проекте всегда было трудно удержаться на месте, прыгал по сцене с бас-гитарой наперевес. При относительной внешней статичности, «Странные игры» выдали такой плотный звук, что если бы не знакомые песни, можно было подумать, что играет совсем другая группа.
Самое удивительное: песни 25-летней давности не выглядели реликтовым барахлом. Да, в соответствии с названием группы они были странными, но на фоне тех же хиппанутых блюзов Сергея Чигракова звучали свежо и вполне современно. Связка из басиста Виктора Сологуба и барабанщика Игоря Черидника, который некогда играл в «Играх» и «Аукцыоне», молотила так, что мало не показалось бы и молодым музыкантам, и в известной степени компенсировала суховатый звук гитары Григория Сологуба. За нормативные сорок пять минут прозвучали все главные вещи: «Солипсизм», «Королева», «Песенка да-да» с милитаристским ритмом, «Смотри в оба».
В мире такой концерт мог бы стать весьма раскрученным событием с пережевыванием истории группы в глянцевых журналах и внушительными гонорарами, денежными предложениями и прочими обязательными для таких случаев вещами. Но, возможно, тихое возвращение «Странных игр» — это и к лучшему. Появились, сыграли, будто никуда и не уходили, — и снова исчезли. Солипсизм, однако.
СПРАВКА: Пионеры новой волны на советской рок-сцене, «Странные Игры» стали, возможно, первой в истории нашего рока группой, попытавшейся создать в своих концертных программах законченный аудиовизуальный образ, который увязывал воедино все — от музыки и текстов до сценического движения, костюмов, света и конферанса, пишет www.blatata.com.
Основателем «Странных Игр» был гитарист и певец Александр Давыдов, музыкальная биография которого началась в студенческих группах середины 70-х — случайные проекты и джемы сводили его на одной сцене с А. Ляпиным, Б. Аксеновым, С. Даниловым и Н. Куликовских, пока в 1979 г. он не познакомился с Виктором Сологубом, тогда гитаристом группы «Верхний Бьеф». Вдвоем они начали искать музыкантов и пробовать себя в различных амплуа, участвовали в Тартуском рок-фестивале 1980 г., дали несколько концертов дома и, так и не придумав названия своей группе, оказались у разбитого корыта летом 1930 г. (Из участников этого состава позднее успеха добились В. Сайко — ныне «Форум» и С. Перминов — «Ч. П.».)
Весь следующий год прошел в репетициях. К ноябрю 1981 г. Давыдов наконец нашел достойных партнеров в лице Виктора (бас, вокал) и Григория (гитара, вокал) Сологубов, Алексея Рахова (саксофон) и Николая Куликовских (клавишные). Перебрав ряд барабанщиков, они остановились на универсальном Александре Кондрашкине («Аквариум», «Тамбурин», «Пикник») и стали «Странными Играми».
Впервые группа заявила о себе в марте 1982 г., когда, выступая перед именитым «Аквариумом», поразила аудиторию нетрадиционным звучанием и экстравагантным имиджем.
Одной из важнейших причин их успеха было то, что, взяв на вооружение ритмомелодические формулы «нью-уэйв» (ска, реггей, панк-рок), «Странные Игры» соотнесли их с органически продуманным образом и манерой поведения. Тексты к своим песням участники «Странных Игр» — вопреки традиционной для ленинградского рока авторской концепции — заимствовали в сборниках французской поэзии начала и середины века или у мастеров шансона.
С приходом в октябре 1982 г. второго клавишника Николая Гусева (экс-«Аргонавты», «Барокко») формирование состава «Странных Игр» завершилось и группа начала активно выступать. Состоялись первые гастроли в Москве; вышел записанный А. Тропилло альбом «Метаморфозы». На I фестивале Рок-клуба группа заняла третье место.
В апреле 1984 г. А. Давыдов и Н. Куликовских покинули «Странные Игры» по причине творческих разногласий и занялись реализацией сольных программ. К сожалению, планам Александра Давыдова было не суждено сбыться: в июне 1984 г. он умер от сердечного приступа.
Выступление «Странных Игр» на «Фестивале-84» оказалось неровным, однако к следующему году музыканты собрались с духом и снова стали лауреатами. К этому времени в составе «С. И.» появился тромбонист Николай Ольшевский, а на основе группы возникло «дочернее предприятие» — ансамбль рок-н-ролл-возрождения «Стандарт» (включавший всех членов «Странных Игр» минус В. Сологуб и плюс контрабасист Илья Нарет).
После III Рок-фестиваля участники «Странных Игр» пришли к решению прекратить совместную деятельность — слишком различными были их взгляды на будущее группы. Рахов, Кондрашкин и Гусев после недолгого альянса с «Мануфактурой» дебютировали как «АВИА», а братья Сологубы на следующем фестивале выступали уже как «Игры». Н. Куликовских в 1987 г. вернулся на сцену с группой «Пластполумер» (с 1989 г. — «Бесполезные Советы»), в которой пытается воплотить многие идеи, не получившие воплощения в период существования «Странных Игр».
Магнитоальбомы: «Метаморфозы» (1984), «Смотри в оба» (1986),
Пластинки: «Red Wave» — 6 песен («Big Time Records». США. 1986), «Смотри в оба» (ВФГ «Мелодия» 1988), «Метаморфозы» («Эрио», Москва, 1991).