Оборот рынка общественного питания за первое полугодие 2008 г. составил 20,4 млрд руб., сообщает комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ). Это на 40% больше, чем год назад в номинальных ценах. В реальном выражении оборот увеличился на 20,4%. В прошлые годы рост составлял около 16%. Он ускорился из-за увеличения стоимости среднего чека, полагает исполнительный директор компании «Ресткон» Андрей Петраков.
Как пишут «Ведомости», сеть блинных «Теремок» повысила цены на 12%, ведь на 20-40% подорожали молоко, сыр, сливочное масло, объясняет директор по развитию компании «Теремок» Юлия Дружинина. Средний чек вырос на 10% в силу инфляции на продукты, но посетителей меньше не стало, говорит директор по PR «Ростик групп» Валерия Силина. По словам гендиректора «Паблик фудс» (кофейня «Кофе брейк» и бар Blow up) Павла Мацкина, средний чек в заведениях вырос на 30%, а цены по меню — примерно на 15%. В заведениях ресторатора Михаила Орлова цены и средний чек увеличились, по его словам, примерно на 10-20%. В «Швабском домике» средний чек вырос на 350 руб. до 950-1000 руб., это вызвало уменьшение потока клиентов, сетует управляющая рестораном Наталья Старкова.
Цены подняли все
«Цены поднимают все, и мы не исключение. Подорожали продукты, и быстрее всего — мясо и рыба», — говорит ресторатор Арам Мнацаканов.
В пивных барах «Толстый фраер» цены выросли в среднем на 10%, но посетителей это не отпугивает, констатирует совладелец и управляющий этой сети Надежда Люблина.
«С повышением благосостояния все больше людей могут позволить себе питаться вне дома», — замечает президент «Евразия холдинга» Алексей Фурсов.
Рынок увеличивается за счет роста уровня достатка и платежеспособности населения, согласна Силина (см. рисунок, нажмите, чтобы увеличить).
С января по июнь реальные доходы населения, по данным Петростата, выросли на 2,6%, а в 2007 г. — на 8%. При этом доля населения с максимальным доходом (более 12 000 руб.) во II квартале выросла с 44% до 52%. Мацкин говорит о повышении культуры потребления. Рынок растет и за счет открытия новых точек, замечает Старкова. За полгода в Петербурге открылось 237 новых заведений.
«Развитие рынка происходит по большей части за счет недорогих заведений, которые открываются в спальных районах», — уверен гендиректор компании «Свои в городе» («Строганов стейк хаус», «Русская рюмочная») Леонид Гарбар.
Фастфуд в цене
Аудитория ресторанов быстрого питания растет быстрее всего — с 46,8% в первом полугодии 2007 г. до 49,1%, говорит старший аналитик компании «Комкон Санкт-Петербург» Евгений Антипов. Спрос на фастфуд особенно высок, подтверждает коммерческий директор ООО «Амрест» (управляет Pizza Hut и «Ростик\’с/KFC») Дмитрий Петров. Из 6149 петербургских предприятий общепита 38% относятся к быстрому питанию, годом раньше их было 35%, подсчитали в КЭРППиТ.
По политическим мотивам
В то же время, как уже сообщала ГАЗЕТА. СПб, антигрузинская кампания, которой для Петербурга и других городов России обернулся осетино-грузинский конфликт, не оставила в стороне и грузинские рестораны северной столицы.
Как сообщил администратор ресторана «Мзиури» Леван Кордозая, посетителей после «пятидневной войны» стало меньше, но постоянные не исчезли. По его словам, прохожие негативно реагируют на ресторан, а однажды подвыпившие клиенты начали кидаться обвинениями в адрес служащих заведения, завязалась даже небольшая потасовка, с которой удалось справиться только охране.
Представители других грузинских ресторанов тоже отметили небольшой отток посетителей.