Как сообщают «Ведомости«, за девять месяцев петербуржцы оставили в магазинах 411,3 млрд руб. — на 14% больше, чем за такой же период прошлого года. В прошлые годы оборот торговли рос лишь немногим быстрее — на 16-19%. Непродовольственная розница с января по сентябрь этого года выросла на 16,7%, продовольственная — на 9%.
По мнению аналитиков, причина трат проста — люди не хотят хранить сбережения, опасаясь повторения кризисной ситуации 1998 года и падения рубля по отношению к иностранным валютам. И, как следствие, совершают давно запланированные и дорогостоящие покупки сейчас.
Все в холодильники и телевизоры
Начальник отдела маркетинга компании «Лента» Алексей Орлов говорит, что основной вклад в рост оборота розничной торговли внесли дорогие непродовольственные товары.
Рост оборота розничной торговли он связывает с ростом объема потребления — рядовые петербуржцы еще не ощутили влияния кризиса, многие перестали экономить и стали жить на широкую ногу. По словам Орлова, кризис на динамику продаж пока не повлиял и все изменения по непродовольственным товарам укладываются в рамки сезонного колебания спроса.
Выручка группы компаний «Детский мир» за первое полугодие 2008 г. по Петербургу составила $24,5 млн — это на 56% больше, чем годом раньше. Без учета новых магазинов выручка за полгода выросла на 39%. Перед Новым годом ожидается сезонный подъем продаж, сообщила пресс-служба компании.
Покупатели не хотят хранить деньги и вкладывают их в технику, согласна Надежда Сенюк, директор по связям с общественностью «Техносилы». Сентябрьские продажи, по ее словам, на 6-7% превышали августовские, а в октябре в сети ожидают их увеличения еще на 8-9%. На плановое сезонное увеличение продаж накладываются всплески спроса по выходным дням — дополнительные 1-3%пояснила она. Растут продажи и в магазинах «Эльдорадо». (См. схему Покупки вопреки кризису.)
Автомобильный «бум» пройден
Опасаясь девальвации рубля, в сентябре горожане активно скупали автомобили. Как заметил директор по продажам «Аларм моторс» Михаил Шевельков, его компания в этом месяце продала машин на 40% больше, чем в августе. При этом в октябре продажи пошли на спад — машин будет продано примерно на 5% меньше, чем в сентябре, оценивает менеджер. Скорее всего, в сентябре на слухах о грядущем кризисе люди бросились тратить деньги, а в октябре решили попридержать их, ожидая снижения цен на машины, полагает он.
Без премиум-класса
Спад покупательского спроса еще впереди, полагают участники рынка. Предполагается, что кризис приведет к изменению покупательских предпочтений и смещению потребления от дорогих товаров в сторону более дешевых. Смещение покупательских интересов ожидают уже в начале 2009 г., прогнозирует аналитик потребительского сектора и розничной торговли банка «Уралсиб кэпитал» Наталья Смирнова. Снижения потребительского спроса, по ее словам, пока нет, но сети уже готовятся к нему — Х5 сокращает цены на треть товаров премиум-класса. По мнению экспертов, темпы роста торговли замедлятся вдвое и такое положение продлится почти год.
Обратимый процесс
Но как только статус-кво по доходам восстановится, эти люди вернутся к привычной для себя модели потребительского поведения. «Когда снижается покупательская способность потребителей, компании начинают снижать издержки. В первую очередь они экономят на персонале – берут на работу более «дешевых» сотрудников. Эти антикризисные меры влияют на качество обслуживания, поэтому возможен отток покупателей из магазинов, к которым они привыкли», – отметила декан факультета Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ГУ-ВШЭ Татьяна Комисарова, сообщала ранее ГАZЕТА.СПб.
К тому же, по результатам проведенного ГАZЕТА.СПб опроса, выяснилось, что большинство респондентов относятся к финансовому кризису спокойно, так как «спасать особо нечего, все равно денег нет». С результатами опроса можно ознакомиться ЗДЕСЬ.