По данным исследования компании «Комкон», кризис вынудил 54% россиян сократить расходы на питание в ресторанах и кафе. Эта тенденция была выявлена еще в ноябре 2008 года: тогда меньше тратить на ресторанную пищу начали 38% респондентов, а отказались от походов в общепит 10% опрошенных. В феврале и марте сократили бюджет на питание вне дома уже 54% жителей мегаполисов, а 20% перестали ходить в кафе и рестораны.
Количество посетителей в ресторанах заметно уменьшилось
Самыми преданными посетителями общепита оказались жители Санкт-Петербурга: только 12% из них признались, что перестали ходить в рестораны и кафе, а более экономными при выборе блюд стали 56% опрошенных. В других городах-миллионниках питаться вне дома перестали 28% респондентов, а расходы на рестораны сократили 50% опрошенных, пишет РБК.
Некоторые рестораторы тем временем заметили увеличение количества посетителей и рост выручки. Отток почувствовали прежде всего заведения высокого ценового сегмента, более дешевые кафе и рестораны, напротив, пока не ощущают недостатка в клиентах. «У нас немного сократилось количество гостей во время ланчей, однако вечером посетителей стало больше за счет перехода клиентов от наших конкурентов с более дорогим меню», — объясняет генеральный управляющий сети «Япоша» Роман Гройсберг.
Цены уже подняли, но их придется опустить
Средний чек вырос на 10% в силу инфляции на продукты, отмечала ранее директор по PR «Ростик групп» Валерия Силина. По словам гендиректора «Паблик фудс» (кофейня «Кофе брейк» и бар Blow up) Павла Мацкина, средний чек в заведениях вырос на 30%, а цены по меню — примерно на 15%, сообщали «Ведомости». В заведениях ресторатора Михаила Орлова цены и средний чек увеличились, по его словам, примерно на 10-20%. В «Швабском домике» средний чек вырос на 350 руб. до 950-1000 руб., это вызвало уменьшение потока клиентов, сетует управляющая рестораном Наталья Старкова.
Однако участники рынка считают, что в дальнейшем цены в ресторанах все же придется снижать. «Ну невозможно, чтобы стейк семги стоил 1,2 тыс. руб. в течение 2009 года. Цены упадут на 20-30% — до европейского уровня», — уверен Александр Кан, проект-менеджер ресторана Prado Cafe, клуба Sorry Babushka и бара City Space Bar & Lounge, пишет «Коммерсант».