Ольга Гавва начала борьбу за освобождение своих ног в 1994-м, как только переехала в Петербург. Родилась питерская «босоножка» на Кубани. И там же увлеклась индийским и индокитайским классическим балетом, который исполняется исключительно босиком, пишет «МК в Питере».
Ольге Гавве так хотелось постичь древнее искусство танца, что она, во-первых, перебралась в Северную столицу, где больше учителей, и, во-вторых, разулась.
— Разуться в Петербурге было сложнее. Тут даже летом температура обычно такая, при которой на юге России все ходят в обуви.
Прохожие косились. Советовали обуться. А все оттого, что Ольга шагала неуверенно. Люди это видели и считали ее больной. Но постепенно появились уверенность и морозоустойчивость.
— Я могу ходить по морозу примерно минус 20 градусов часа два, — уверяет Ольга Гавва. — Предварительно я утепляюсь, особенно поясницу, и смазываю ступни жирным кремом.
После того как Ольга привыкла ходить босиком, она научилась и водить машину без обуви. Инструктор был в шоке, пугал штрафами, уверял, что в обуви лучше реакция. Но адепт босохождения с уверенностью сдала экзамены сначала в автошколе (даже два раза, чтобы развеять последние сомнения), потом в ГАИ и теперь спокойно водит свое авто. И прохожие на нее смотрят теперь скорее как на интересную диковинку, а не как на сбежавшего пациента психбольницы.
— Я привлекаю внимание, и ко мне чаще, чем к другим, обращаются с вопросами, как пройти, который час. Бабушки меня теперь любят. Как ни странно, не с нравоучениями лезут, а с одобрениями, — улыбается Ольга. — Они меня называют Дикая Роза, как героиню мексиканского сериала, которая была небогатой и не привыкла к обуви.
Ольга ходит босиком практически круглый год. Обувь надевает только в особых случаях, например, когда идет к врачу. А в рестораны, музеи, театры, на прием к чиновникам запросто шагает на босу ногу. В Мариинке ее приняли за иностранку. В армянском ресторане сделали замечание, а потом долго извинялись и даже дали скидку за обед. Ольге часто приходится пользоваться и общественным транспортом.
— Несколько раз в метро меня не хотели пускать. И формально были правы, в правилах питерского метрополитена действительно есть пункт, запрещающий нахождение в метро без обуви. Подошвы там служат электроизоляторами, ведь кругом высокое напряжение.
Но на деле в метро опаснее не электрический ток, а толкучка. Ноги могут отдавить. Правда, Ольга говорит, что больнее всего ей наступали на пальцы, когда она еще ходила обутая. А с наступлением босого периода в жизни Гавва выработала для себя правила безопасности:
— Во-первых, не вставать сзади мужчин, которые плохо держатся за поручни, и, во-вторых, не вставать ни за какими женщинами на каблуках, как бы внешне крепко они ни держались.
За 18 лет своего босохождения Ольга получила всего пару-тройку травм ступней. Да и то не очень серьезных.
— Больше всего досталось мне на деревянном мосту у Петропавловской крепости, — рассказывает Гавва. — Там перестелили дощатое покрытие, каждая сторона доски оказалась прикрепленной всего двумя гвоздями, поэтому под колесами машин прибитые доски быстро стали гулять вверх-вниз. При этом шляпки некоторых гвоздей высоко вышли из них наружу. На такую шляпку я и налетела. Поранила ту часть ступни, что между большим пальцем и подушечкой.
Фото vk.com
К камням, большим и маленьким, неровному асфальту и даже острым выступам на земле Ольга уже привыкла. Научилась расслаблять ноги так, что ступать не больно и кожа не травмируется. Но зимой добавляется еще одна забота — нужно беречь ноги от химических реагентов, которыми плавят снег и лед. А в последние годы химикаты становятся все злее.
— Простая соль, на которую все так ругаются за то, что она разъедает кожаную обувь, моими подошвами переносится вполне нормально, — говорит Ольга. — Но теперь мне попадаются под ноги какие-то сложные химические препараты. Они работают очень хитро. Даже при небольшом морозе действуют на мои ноги так, будто я несколько часов ходила по улице при минус 20 градусах.
В этом опасность новых уличных реагентов. К тому же после соли снег превращается в хорошо видимую грязь, и по ней я ступаю смело, зная, что она мне не повредит. А новые вещества создают впечатление чистого, просто подтаявшего снега. По нему хочется пройтись, но его-то как раз и нужно больше всего беречься.
Врачи Ольгино увлечение только поддерживают. Один из светил ортопедии, которому босоногая показывала свои ступни, восхищался, как тотальный отказ от обуви помогает не просто предупреждать, а лечить плоскостопие.
Сама Ольга заметила, что после того, как разулась, стала реже болеть, простывать. А ухаживать за ногами даже проще, чем за обувью. Ольга делает педикюр для красоты, а ноги моет не чаще обычного горожанина. При босохождении на ступнях развиваются особые мышцы, они так напрягаются и расслабляются, что грязь почти не прилипает к коже. А если Гавва приходит в гости к особо чистоплотным друзьям, то просто протирает пятки влажной салфеткой, пишет «МК в Питере».