Официальное объявление, развешанное у подъездов дома № 92 на набережной реки Фонтанки, гласило: «Уважаемые собственники и наниматели жилых помещений! В связи с необходимостью проведения работ по обустройству технологической скважины для строительства Фрунзенского радиуса метрополитена силами ГУП «Петербургский метрополитен» предлагаем вам принять участие в обсуждении регламента проведения работ».
Граждан от имени администрации Адмиралтейского района приглашали прийти в помещение той же администрации на Измайловском проспекте, 10, в понедельник, 18 февраля, к 17.00… «Какая скважина, какое метро и при чем здесь наш дом?» – подумали граждане. К тому же и время для этого обсуждения администрация выбрала неподходящее: многие еще на работе, на службе, пишут «Санкт-Петербургские ведомости». В итоге получилось так, что на это малопонятное мероприятие пришли только полдюжины жильцов.
Впоследствии выяснилось, что это были «общественные слушания», формально необходимые администрации, для того чтобы узаконить бурильные работы, которые Метрополитен собирается развернуть в узком внутреннем дворике дома. На том пятачке, где растут кусты сирени и еще до недавнего времени сохранялись детские качели. К тому же дом – памятник культурного наследия федерального значения. Представитель метрополитена заявил жильцам, что с КГИОПом все согласовано. Однако граждане этим словам не поверили. Заместитель председателя охранного ведомства Ольга Таратынова при личной встрече им однозначно заявила: никакого согласия на бурение скважины во дворе дома-памятника № 92 на Фонтанке КГИОП никому не давал.
Но это не помешало метрополитеновцам. На участке шесть на десять метров разместится буровая установка, с помощью которой будет проделана скважина на 70-метровую глубину, на горизонт нового участка метро Фрунзенского радиуса, – рассказал изданию главный инженер «Метростроя» Алексей Старков.
«В отверстие опускается труба, по которой раз в год будет производиться откачка лишней воды с действующей линии. Операция безвредная, бесшумная, так что ее никто даже не услышит. Воду из-под земли напрямую перекачают в действующую канализационную систему. Работы по бурению и установке необходимых конструкций на месте скважины продлятся полтора месяца. Затем на этом месте появится чугунный люк 40 сантиметров диаметром, каковых десятки на тротуарах и на дорогах… Люди ведь думают: раз приходят метростроители, значит, появится огромная шахта, десятки механизмов. В данном случае ничего подобного не произойдет: мы сделаем все, чтобы ни дворик, ни палисадник, ни зеленые насаждения не пострадали».
Но жильцы не готовы принять на веру эти слова метростроителя. Где гарантия, что вода из подземных недр не подмочит фундаменты дома? И разве в округе нет пустырей, чтобы устроить там метрополитеновскую «водокачку»? Свои сомнения граждане пытались высказать и заместителю главы администрации Адмиралтейского района Александру Быстрову, который и вел те «общественные слушания». Тот пообещал, что в случае, если дом каким-то образом пострадает от шахты, то жильцов расселят.
СПРАВКА: В доме на набережной Фонтанки, 92/59 жили родители Александра Сергеевича Пушкина с его сестрой Ольгой, тут не раз бывал сам поэт с друзьями. В исторической справке, которая составлена в 1948 году (когда дом и был взят под охрану государством) и вот уже 60 лет покоится в архиве КГИОП, сообщается, что здание построено в 10-е годы XIX века на участке, которым владели три брата – прапорщики Семеновского полка Степан, Дмитрий и Иван Устиновы.
Имя автора этой постройки эпохи позднего классицизма неизвестно, но, как говорится в архивном документе, «судя по решению, можно предположить, что он принадлежит к числу весьма квалифицированных зодчих».
Этому типичному доходному дому начала XIX века повезло еще и в том, что он не только не пострадал от бомбардировок в годы второй мировой войны, но и за два века своего существования не подвергался значительным переделкам, за исключением перепланировок квартир. Его полуциркульный строгий фасад, образующий вместе с симметричным ему зданием бывших казарм лейб-гвардии Московского полка ансамбль Семеновской площади, сохранился в первоначальном виде. Эта предмостная площадь у Семеновского моста – «один из немногих осуществленных ансамблей, задуманных комиссией 1762 г. во главе с архитектором Квасовым», говорится в архивной справке. Таким образом, можно считать, что «родословной» этого дома (который, кстати говоря, был построен до Исаакиевского и Казанского соборов, до Александринского театра) уже около 250 лет.
