Лабораторные испытания образцов продовольственных товаров эксперты Центра контроля качества проводят каждый месяц, а затем обобщают результаты по каждому кварталу.
Как сообщает «БалтИнфо», по итогам третьего квартала треть пищевых продуктов оказалась некачественной. Из закупленных 198 образцов 69 не соответствовали установленным требованиям. При этом 36 образцов (18,2% от общего количества) не отвечали нормам безопасности.
Однако производители продуктов питания на круглом столе, приуроченном ко Всемирному дню качества, назвали иную причину ухудшения качества продуктов — диктат сетей и предложение товаров по наиболее низким ценам.
Против политики сетей уже выступали представители мелкорозничной торговли, а теперь к противостоянию гигантам готовы присоединиться производители. Они заявляют о том, что сетевики выставляют слишком жесткие требования: требуют от производителей продукцию по минимальным ценам, едва ли не по себестоимости. Производителям в этой ситуации приходится либо идти сетевикам навстречу, снижая цены на продукцию, а значит, и качество, либо вовсе уходить с рынка.
«Если б не прессинг сетей, качественной продукции было бы больше, да и ассортимент шире. Сырье дорогое, мы работаем с минимальной рентабельностью», — поделился с коллегами гендиректор ООО «Равиоли» Андрей Иванов.
Его поддержал директор по маркетингу ООО «Петротрейд» Юрий Подобулкин: «Вопрос качества продукции волнует и самих производителей. Но диктат сетей — основной барьер. Они отбирают товары таким образом, чтобы иметь с них максимальную прибыль», — говорит он. Проще говоря, качество товаров для сетей второстепенно, гораздо важнее — низкая цена. Неким компромиссным вариантом между производителями и сетевиками становится производство товаров под частными марками.
По словам Подобулкина, за период с 2008 по 2010 годы себестоимость производимых кондитерских изделий увеличилась на 40%, в то время как цена в розничных сетях — только на 20%. «То есть, мы потеряли 20% стоимости, а торговые сети своих «накруток» не изменили. Мы не благотворители, и если ничего не изменится, то результат может быть самым печальным», — отмечает представитель «Петротрейда».
Сколько в цене товара составляет накрутка магазина, доподлинно неизвестно — производители относят это к коммерческой тайне. Но в беседах «не под запись» рассказывают: «большие» магазины добавляют к стоимости товара от 30 до 50%.
Эксперты считают, что для Петербурга проблема взаимопонимания между торговыми сетями и производителями товаров крайне актуальна. По словам директора Центра контроля качества Александра Германа, 75% торговли в городе осуществляют ритейлеры, в то время как в других городах страны этот показатель значительно ниже.
Заметим, что по итогам октября продукты продолжают расти в цене, но уже не такими темпами, как летом. Лидеры подорожания – отечественные помидоры и огурцы. Это неудивительно: сезон относительно недорогих овощей, увы, закончился. И если еще в середине сентября купить их можно было за 50-60 рублей, то в начале ноября томаты стоят уже больше 70 рублей. Огурцы и того дороже. При этом ценник на лежащих рядом огурцах из Ирана замер на отметке 37 рублей.
В целом же подорожали практически все продукты, особенно молочные. Серьезный «удар» пришелся на сливочное масло – сразу 7 рублей в плюс. Подскочило в цене подсолнечное масло.