Гениальный затворник и великий математик Григорий Перельман, отказавшийся от премии в миллион долларов, сегодня по-прежнему проживает в Питере вместе с мамой в нищете.
На днях сразу два известия вновь взбудоражили не только математический мир, но и многих, кому интересна судьба «миллионера из хрущоб». Во-первых, Перельмана заочно решили сделать академиком РАН. При этом согласия Перельмана решено не спрашивать — «все равно не ответит!».
По словам его приятеля, который иногда навещает Григория Яковлевича, Перельман узнал о присвоении новой ученой степени из прессы и был рад известию, пишет «Комсомольская правда».
Вторая новость — великий ученый уже никогда не станет реальным миллионером.
Как рассказали газете, уведомление о том, что его миллион хотят разделить между студентами, Перельман получил по электронной почте. Ему было дано время хорошенько подумать — мол, может, все же стоит взять «главный приз?». Но Григорий Яковлевич, как рассказала телевизионщикам его мама, пребывал на тот момент в депрессии и вообще не отвечал на письма.
В результате американцы тоже крепко подумали и приняли решение — деньги пойдут на оплату исследовательской работы молодых математиков в Институте Анри Пуанкаре.
— Мне показалось, Григорий пожалел, что отказался от премии, — рассказывает его питерский друг, тоже ученый, Сергей Рукшин. — Его мама старенькая, нуждается в лечении. Он имел возможность обеспечить не только себя, но и любимую маму. Я высказал ему свое мнение, что, на мой взгляд, из-за принципов или обид ставить под угрозу благополучие близких — не очень здорово…
— Я тоже думаю, что Гриша пожалел, что отказался от финансовой помощи, — сказал «КП» другой его приятель — Александр Н. — Но такой Григорий человек — как сказал, так и сделал. Принципам своим не изменяет. Математика для него священна. И ему претит мысль о том, что эту великую науку хотят коммерциализировать. Когда он столкнулся с тем, что в математику пришли дельцы, для которых деньги выше математических формул, он был очень разочарован. Но я думаю, он сгоряча, от обиды, отказался от миллиона. А теперь кусает локоток. Конечно, и его мама, которая живет бедно, иногда высказывает мысль, мол, может, и надо было согласиться на премию.
Кстати, сейчас у Перельмана настроение получше. А ведь еще недавно он безвылазно сидел дома, никому не открывал и переживал глубокую депрессию.
— Мне показалось, что в уныние Григорий впадает, когда про него перестают говорить, — предположил его приятель. — Дозвониться по его домашнему телефону крайне трудно. У него стоит автоответчик, и он поднимает трубку иногда только на знакомые звонки. Мобильным ни он, ни его мама не пользуются… На нас обижается за то, что мы общаемся с журналистами. Но почему же не общаться?! Про него собирались снимать фильм. Съемочная группа уже готова была приехать из Израиля, но Перельман перестал выходить на связь. И молчал все лето. Так что съемки фильма о нем снова застопорились. Спорить с ним вообще бесполезно, лучше на время оставить в покое.