«Международный кинофестиваль «Бок о бок» (в англоязычных странах Side by side) все же состоялся в Петербурге. Место, в котором проходил фестиваль, организаторы просят не разглашать, но могу сказать что это произошло в самом-самом центре, центрее некуда, и в самом тесном помещении, какое только можно себе представить, — пишет community.livejournal.com/spb_ru/. — В помещении, рассчитаном максимум человек на сто, разметились четыреста, а то и пятьсот человек — кто бок о бок, а кто в обнимку, еще 150 человек просто не смогли войти, и, полагаю, тысячи просто не знали о том, что фестиваль состоится, поскольку все держалось в секрете».
Напомним, международный кинофестиваль «Бок о Бок» должен был пройти в Петербурге со 2 по 5 октября. Планировалось показать художественные фильмы из Европы, Америки и Азии, отражающие проблематику нетрадиционных отношений. Как уже писала ГАZЕТА.СПб, сначала организаторам отказали в киноцентре «Родина», затем — в киноцентре «Пик». Потом — в клубах The Place и Сочи. Но они были закрыты пожарной инспекцией на неопределенное время, об этом нам сообщил один из организаторов фестиваля Игорь Петров.
Между тем, председатель комитета по культуре Антон Губанков 2 недели назад в нашем эфире заявил, что идея фестиваля однополой любви преждевременная и поддержки от комитета не получит, сообщает Газета.ру.
«Я человек толерантный, я ничего против подобного рода форумов не имею, но и поддерживать ни лично, ни комитет по культуре это не будет. С моей точки зрения, это идея пока преждевременная. У меня есть ощущение, что это часто делается в определенных пиар-целях, потому что, конечно, это изначально понятно, что будут споры, что будут статьи, будут телевизионные программы, посвященные этому, и мне кажется, что организаторы периодически напоминают о себе и изначально понимают, к чему это приведет», — заявил Антон Губанков.
Защитники фестиваля написали письмо Валентине Матвиенко (oborona-spb.org):
«Уважаемая Валентина Ивановна!
Мы, граждане Санкт-Петербурга, представители общественных и политических организаций, крайне обеспокоены ситуацией, сложившейся вокруг кинофестиваля «Бок-о-бок», посвященного проблемам нетрадиционных отношений, преодолению гомофобии и развитию толерантности в российском обществе.
Этот кинофестиваль должен был состояться в клубах «Сочи» и «The Place». Однако, 2 октября оба клуба были внезапно закрыты после внеплановой проверки пожарной инспекции. Кинофестиваль был сорван. Подобное внезапное вмешательство пожарной инспекции представляется нам весьма странным. Организаторы кинофестиваля не впервые сталкиваются с ситуацией, когда учреждения, с которыми были достигнуты договоренности о проведении мероприятия на их территории, не могут обеспечить соблюдение этих договоренностей. До этого от проведения фестиваля внезапно отказывался Дом Кино, затем – кинотеатр «Пик».
На наш взгляд, подобную цепь отказов вряд ли можно считать случайной. Если в городе, имеющем репутацию культурной столицы, невозможно найти площадку для проведения кинофестиваля, это можно объяснить только применением административного ресурса. Что и проявилось особенно ярко в последнем случае, когда проведение фестиваля, буквально накануне его открытия, одновременно в двух местах было сорвано в результате внезапной проверки, проведенной непонятно по чьей инициативе и на каких основаниях.
Валентина Ивановна! Развитие в обществе толерантности, борьба с ксенофобией официально являются одним из основных направлений работы возглавляемого Вами Правительства Санкт-Петербурга. Вы сами неоднократно подчеркивали важность этого направления. На наш взгляд, срыв кинофестиваля «Бок о бок» — яркое проявление нетолерантности и ксенофобии. И этот срыв вряд ли состоялся бы без вмешательства определенных должностных лиц, способных оказать давление на руководство клубов и кинотеатров и принудить их к отказу от запланированных ими мероприятий.
Мы просим Вас выяснить, каковы были основания для внеплановой проверки пожарной инспекцией клубов «Сочи» и «The Place» и были ли причины для их закрытия.
Также мы убедительно просим разобраться, почему в культурной столице России оказалось невозможным найти площадку для кинофестиваля, и поручить Комитету по культуре Администрации Санкт-Петербурга оказать организаторам кинофестиваля необходимую поддержку для успешного проведения мероприятия.
Мы хотели бы также услышать Вашу личную оценку сложившейся ситуации.
С уважением,
Мария Говорова,
Максим Иванцов,
Дмитрий Избицкий»
Пользователь живого журнала oxx, побывавший на фестивале, пишет:
А теперь несколько пунктов в защиту фестиваля:
1. Фестиваль, явно позиционирующийся как гей-лесби, с ценами на билеты от 250 рублей за каждый отдельно взятый кинофильм, привлекает только геев, лесбиянок и сочувствующих, так что его никак нельзя уличить в пропаганде. Согласитесь, вряд ли кто-то потратит деньги на то, что ему идеологически (или еще по каким-то причинам) неприятно.
2. Фильмы, представленные на фестивале, получили международное признание на Sundance, в Каннах, на Берлинском кинофестивале, и т.д., и являются общим культурным достоянием всех людей, а не только геев и лесбиянок; это говорит и о качестве отбора — главное не гей-направленность (таких фильмов пруд пруди), а художественная ценность произведений.
3. В наших кинотеатрах за последние годы показали не один фильм с участием героев-геев, в том числе и главных героев, достаточно вспомнить Горбатую гору, Shortbus и мюзикл Все песни только о любви. Полагаю, нелепо запрещать кинофестиваль, посвященный проблематике однополой любви (который, как мы видим из пункта 1, имеет определенную целевую аудиторию), и одновременно не замечать, что в прокате у нас всегда найдется что-нибудь про геев, при чем зачастую заранее об этом не сообщается.
4. Частная собственность (клубы), частное мероприятие. По-моему, когда администрация, то есть чиновничий аппарат, начинает вмешиваться в частные дела, происходящие на частной территории — это уже фашизм, или я не прав? Полагаю, каждый хочет выбирать сам — что смотреть и что делать у себя дома. И Сочи, и The Place — это дома, в которых есть хозяева, постояльцы и гости.