Заметим, что в городе ежегодно выбрасывается до 50 тыс. автомобилей. Причем утилизации подлежит лишь их незначительная часть: коммерсанты, которые занимаются разбором и переработкой машин, принимают только относительно «молодую» (не старше 15 лет) технику иностранного производства. Вышедшие из строя «Москвичи» и «Жигули» остаются гнить на улицах.
Бесхозное авто могут отправить на переработку, только если установлен владелец, так как он должен подписать акт о вывозе транспортного средства. Гражданский кодекс признает бесхозным автомобилем, подлежащим утилизации, машину, год простоявшую без обнаружения хозяина. По оценке специалистов, примерно у 80% брошенных машин установить хозяев невозможно, сообщала ранее ГАZЕТА.СПб.
Оплатят добровольно
Как отмечает «Коммерсант», чиновники начали обсуждать законопроект «Об обращении с отходами потребления автотранспортных средств на территории Санкт-Петербурга». С инициативой выступил депутат Законодательного собрания города Игорь Риммер, председатель профильной комиссии по транспортному комплексу.
«Скоро мы ликвидируем 140 тыс. гаражей, и тогда все автомобили осядут во дворах, из них 30 процентов находится не на ходу. Поэтому этот закон важен как мера ликвидации возможности захламления дворов автотранспортными средствами», — объяснил необходимость законопроекта Игорь Риммер.
Законопроект предусматривает, что гражданин должен в добровольном порядке после извещения органами исполнительной власти самостоятельно эвакуировать брошенное автотранспортное средство в течение 7 дней в установленные элементы хранения. Кроме этого, законопроект предусматривает, что владелец неисправного автомобиля должен будет заплатить определенную сумму за услуги хранения, утилизации и захоронения отходов. Причем 20% от суммы будет поступать в специальный городской внебюджетный фонд «на развитие системы обращения с отходами потребления автотранспортных средств», оставшиеся 80% от суммы пойдут на оплату услуг специализированной организации.
В случае, если брошенный автомобиль будет эвакуироваться принудительно, то на собственника будет наложен крупный штраф — до стократного размера минимальной заработной платы.
Как машина станет «отходами»?
По мнению специалистов, законопроект можно назвать «сырым», так как в нем четко не прописано, что такое отходы потребления транспортных средств и нет четкой градации для определения авто, когда его можно отнести к категории «отходы». А по словам Ирины Клименко, начальника отдела благоустройства и санитарного состояния комитета по благоустройству и дорожному хозяйству, вообще «не понятно, как будет решаться вопрос с отчуждением имущества во внесудебном порядке».
На это г-н Риммер заметил: «Мы бы хотели этот вопрос обойти без решения суда, потому что судебная система очень неповоротлива, она допускает долгие простои».
Предполагается, что городские чиновники вернутся к вопросу эвакуации отслуживших свой срок автомобилей в начале следующего года.
Дело производителей, но не у нас
Западные страны далеко обошли нас в вопросе авторециклинга. Например, в Евросоюзе принят закон, согласно которому компании-изготовители автомобилей к 2015 году должны изменить организацию своего производства таким образом, чтобы при строительстве нового авто на 95% использовалось вторичное сырье. Кроме того, в ЕС с 1 января 2007 года вступил в силу закон, по которому финансовые обязательства по утилизации автомобилей после окончания срока их эксплуатации возлагаются на производителей. «Механизм действия таких законов прост. В утилизацию отправляется непригодный к эксплуатации автомобиль, освидетельствованный органами, проводящими его техосмотр. Если владелец своевременно не позаботился о техосмотре, он обязан сдать автомобиль на переработку. Не сдал — штраф.