Кстати, все полотна мастер рисовал по памяти, сообщают петербургские «Вести». Вот такой в его воспоминаниях осталась общая кухня: соседка печет пирог, остальные – с любопытством наблюдают из коридора. Михаил Шапиро говорит, хотел показать, что в то время коммунальной была не только квартира, но и вся страна. На каждом столе были одни и те же продукты. Картофель, квашеная капуста, плавленые сырки и, конечно, выпечка.
Вторая часть выставки — пейзажи Петербурга и Карелии. Ладожское озеро, Нева… Все это Михаил Шапиро рисовал уже с натуры. Кстати, на некоторых картинах можно увидеть автопортрет художника.
Михаил Шапиро прожил почти всю свою жизнь в Питере, пишет сайт www.muza-usa.net. Долгое время работал промышленным дизайнером. Перелом в его жизни и творчестве произошёл в 1991 году, после поездки в Израиль. Здесь Михаил, неожиданно для себя, на одном дыхании, создал целый цикл живописных работ, которые при последующем рассмотрении оказались одним произведением, разбитым на множество фрагментов. «Словно кто-то (или Кто-то) водил моей рукой», — так объясняет это сам художник. С этого момента он с головой ушёл в художественное творчество и практически забросил работу дизайнера. Темами картин стали близкие его душе места и люди: улица Пушкинская и её обитатели, холодная и неприступная красота Ладожских озер и отдыхающие там завзятые рыболовы, провинциальные украинские и белорусские местечковые сюжеты, и, конечно же, семья художника.
Михаил открыт практически всем жанрам и артистическим подходам. Помимо доминирующих работ маслом у него есть графика, карикатуры, акварели, натюрморты, мистические пейзажи, аллегории, а в последнее время, находясь в Калифорнии, он с увлечением берёт классы рисования обнажённой натуры (с символическим названием «обнажёнка по вторникам»), отдаваясь этому с почти детским удовольствием и азартом.
Художник тонко чувствует особенности разных культур и характеров и воплощает их в своих работах вроде бы просто и бесхитростно, но, одновременно, глубоко и метко. В его картинах всегда видно время и скорость его течения в разных местах нашего мира. Интересный комментарий Михаил сделал к серии о Ближнем Востоке: спутница привела его в посудную лавку, где она не была лет 15, а непроницаемый бедуин, вспомнив лицо посетительницы, сказал «Что-то ты давно не заходила…». На ладожских же его картинах время и вовсе замирает, давая возможность зрителям насладиться мгновением абсолютной тишины и покоя. В бойком же Петербурге оно, напротив, проходит через причудливые метаморфозы, то смешивая в одном сюжете внуков и прадедов художника, то пересекая само себя и давая возможность Александру Сергеевичу пройтись по любимой улице и возложить цветы к собственному памятнику. А из окна за этим удивлённо наблюдает Михаил Шапиро и запечатлевает на холст увиденные им чудеса…