Андрей Толубеев будет похоронен на Литераторских Мостках Волковского кладбища.
Как сообщили БИА в администрации Большого драматического театра имени Товстоногова, прощание с актером начнется 10 апреля в здании театра в 10.00 МСК. В 13.00 МСК состоится отпевание А. Толубеева в Церкви Спаса Hерукотворного образа на Конюшенной площади.
Андрей Толубеев — народный артист России, лауреат Санкт-Петербургской независимой актерской премии им. В.И. Стржельчика (2004), премии «Общественное признание» Совета Федерации, премии «Человек года», Литературной премии «Петрополь», высшей театральной премии Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая роль второго плана» за исполнение роли Джорджа Тальбота в спектакле «Мария Стюарт» (2006) и многих других. Кавалер «Ордена Дружбы», сообщает Фонтанка.ру.
В 1963 году Андрей Юрьевич поступил в Ленинградскую военно-медицинскую академию на факультет подготовки авиационных и космических врачей. С 1969 года работал по специальности – служил врачом в одной из армейских частей. Окончил Ленинградский Государственный институт театра, музыки и кинематографии в 1975 году. И с этого же года работал в труппе БДТ.
Среди его фильмов «Единожды солгав», «Время летать», «Криминальный талант», «Убить дракона», «Гу-Га», «Воспитание жестокости у женщин и собак», «Роковые яйца», «Агент национальной безопасности», «Бандитский Петербург», «Убойная сила». Несколько десятков театральных ролей — от «Жестоких игр» и «Пиквикского клуба» (адвокат Фогг) до «Маскарада» Лермонтова (Арбенин) им «Марии Стюарт» Шиллера (Тальбот).
Как сообщает пресс-служба администрации губернатора Санкт-Петербурга, Валентина Матвиенко выразила соболезнование в связи с кончиной народного артиста России Андрея Толубеева:
«Выражаю самые глубокие, самые искренние соболезнования родным и близким, друзьям и коллегам народного артиста России Андрея Юрьевича Толубеева в связи с его безвременной кончиной»- сказала Валентина Ивановна.
Тяжелая болезнь унесла одного из самых талантливых, самых любимых зрителями петербургских артистов. Человек глубокой интеллигентности и культуры, он многие годы жизни посвятил Большому Драматическому театру имени Г.А. Товстоногова.
На сцене этого прославленного театра и в кино он создал десятки ярчайших образов, наполненных ни с чем не сравнимым «толубеевским» обаянием, подлинным актерским мастерством, психологизмом и юмором.
«Человек принципиальный, глубоко преданный искусству и родному городу, Андрей Юрьевич долгие годы был главой Санкт-Петербургского отделения Союза театральных деятелей России. На этом посту он очень много сделал для развития петербургского театра. Всем нам его будет очень не хватать»- добавила она.
Андрей Юрьевич с женой и дочкой Надей.
Фото: «Комсомольская правда»
Андрей Толубеев: «Отец не хотел, чтобы я играл ахинею» (Фрагмент интервью с сайта www.vsp.ru)
Сын знаменитого актера Юрия Толубеева Андрей Толубеев был любим театральной публикой Петербурга, а стране известен благодаря кино и телевидению.
— Андрей Юрьевич, у вас ведь не только отец был актером. Рассказывают об уникальной династии Толубеевых…
— Мама, Тамара Алешина, заслуженная артистка России, работала в Александринке. Она скончалась в 1999 году.
— Страна знала Юрия Толубеева по кино, а ведь он работал и в театре…
— Папа служил в театре Ленинского комсомола, теперь это «Балтийский Дом», ряде других театров, даже в Самару выезжал с Симоновым поработать. Потом в его жизни была Александринка. Оттуда он ушел на пенсию. Посидел-посидел дома, ему тошно было, и принял приглашение Товстоногова — пришел в БДТ, года полтора здесь играл. И мама тут пять спектаклей сыграла («Горе от ума»), когда Татьяна Доронина заболела. Понимаете, что для меня БДТ? Помимо того, что я здесь уже 28 лет, по этой сцене прошлись и мои родители. В Александринке же мне пока не удалось ничего сыграть, хотя предложения были. Наверное, я там когда-нибудь попробую выйти на сцену, чтобы перекинуть мостик между поколениями.
Жена моя, Екатерина Марусяк, тоже актриса. Она работает здесь же, в БДТ. Ее пригласил сам Товстоногов, но, к сожалению, вскоре он умер и она, что называется, «зависла в воздухе». Актриса очень хорошая. Советую вам посмотреть «Любовные письма» в театре Рудольфа Фурманова «Русская антреприза имени Андрея Миронова». Мы с ней вместе играем этот спектакль.
Младшая дочь, Надежда, еще школьница, мечтает стать актрисой, ее тоже тянет на сцену. Обе наши дочери уже выбегали здесь на сцену, когда у нас в спектаклях была необходимость в детях. Так что у меня в буквальном смысле театральная семья. Даже моя бабушка по маминой линии довольно долго работала в Александринке билетером. Брат отца, мой дядя, был артистом, он погиб в блокаду…
— Вам, следовательно, на роду было написано стать актером? Это была мечта детства? Родители поддерживали вас?
— Отец был против. Мама же нейтрально отнеслась к моему решению. Я был единственным ребенком, мои родители расстались, когда я был еще мал. У меня есть сводная сестра. Тем не менее я не был брошенным, безотцовщиной, мы всегда были с отцом в хороших отношениях. Но он был против моего желания пойти в артисты. Не по злому умыслу. Времена, когда он заканчивал свою жизнь, были самыми паскудными для театра (брежневские). Александринским театром, где он тогда работал, руководил Игорь Олегович Горбачев. Мой учитель, кстати. Они с отцом не нашли общего языка. Отец ушел из театра. Если бы не ушел, был бы жив. Его сгубила болезнь нервов — рак. Ему бы классику играть… Если бы он пожил еще, сыграл бы здесь что-нибудь интересное. Я совершенно четко разделяю две вещи. Как учителя, Горбачева я уважаю. С другой стороны, я не разделял его политические позиции: слишком заидеологизированный репертуар, не всегда хорошая драматургия. И очень хорошие артисты иногда вынуждены были играть просто ахинею.
Горбачев звал меня в свой театр. Отец понимал, что я буду играть эту ахинею. Гарантий, что у меня есть дарование, — никаких. Неизвестно, как сложится моя судьба. К тому же отец не считал, что я человек одаренный. Это его право. Я благодарен ему за то, что он заставил меня сначала получить другое образование. Он поступил мудро. Если бы не мое медицинское образование, я не думаю, что мы сегодня сидели бы с вами и беседовали о моих удачах и неудачах в театре, о кино. Все было бы гораздо скромнее. Вполне возможно, что если бы я даже добился своего, то был бы весьма посредственным актером, не защищающим свою фамилию.
— В вашей жизни, кроме БДТ, не было других театров?
— Я пришел 28 лет назад в эту гримерную. Здесь же сидел Юрий Демич, потом он умер, и мы с Геннадием Богачевым остались вдвоем.
Андрей Толубеев в спектакле БДТ «Маскарад».
Фото: andrei-tolubeyev.narod.ru
— Вы поработали с Товстоноговым?
— 13 лет. Года три, конечно, в массовке бегал. Я ведь сюда из института пришел (в 30 лет его закончил), Георгий Александрович меня и пригласил. Я жизнь поменял. Был военным врачом (закончил военно-медицинскую академию). Занимался три года комсомольской работой: был освобожденным секретарем факультета космической медицины, который закончил.
Я раскопал свою родословную. Оказывается, у нас в семье все были военными. Отец нарушил эту традицию. Все-таки что-то перетянуло и меня в актеры. Я сейчас в «своей тарелке». В моем лице военная медицина ничего не потеряла. Наука, думаю, тоже. А театр… Все-таки формально есть какие-то определенные знаки внимания. Хотим мы или не хотим, но приходится свое право выхода на сцену профессионально защищать. Каждый вечер…
— И вас ведь страна знает по сериалам. Это в Петербурге люди ходят в театр на спектакли с вашим участием…
— Да, я тоже мелькаю. Не более того. Я человек театра. Лучше бы меня знали по театру. Раньше, когда у театров были большие гастроли и когда не было так развито телевидение, не было такого потока сериалов, артистов знали по сцене. Это приятнее. Это другая профессия, она намного сложнее, чем в кино. Хотя есть выдающиеся киноактеры. Но, как правило, киноактеры, выходя на подмостки, что-то теряют. А театральные актеры, приходящие в кино, наоборот, как ни странно, приобретают. Кино — это процесс очень выгодный для театрального артиста. Оттачиваешь мастерство, учишься играть глазами, а не только телом, грацией…
Кино-то, по сути, теперь мало кто снимает. Больше телесериалы. Как правило, они быстро делаются, а от этого страдает качество. Могут спасти только очень профессиональные артисты, которые на лету все схватывают. Вот, скажем, «Баязет». Он все-таки более или менее подробно снят. И актеры хорошие. Там с уважением смотришь на их работу. А если опыта мало, это дело безнадежное. Скучно становится. Люди, которые берутся снимать сериалы, порой даже не представляют, во что ввязались. Довольно часто это просто халтура. И зрители начинают уставать от сериалов.