«Странные игры» функционировали, разумеется, в рамках Рок-клуба — и именно туда носили томик французской поэзии на литературное утверждение; по инициативе клуба же недавно возродились в классическом составе — согласились выступить на юбилейном концерте при том условии, что на месяц получат в свое распоряжение репетиционный зал. «На самом концерте я старался в гримерке не появляться — там пили», — смеется солист и басист «Игр», половина электронного дуэта «Deadушки», кинокомпозитор Виктор Сологуб.
«Мы никогда не пытались быть в оппозиции, не сочиняли песен про колбасу и не играли квартирники — такие, чтобы с портвейном на кухне. Мы были эстетами — инженерами, интересующимися современной французской поэзией». На своей кухне музыканты «Странных игр» слушали Нино Роту, Led Zeppelin, Pink Floyd, а позднее — New Order; их самих проще всего аттестовать русскими Madness — за исключением того, что они и не слышали про Madness, пишет «Афиша».
Два их альбома выпустила «Мелодия» — сколько экземпляров продали, Сологуб не знает, зато сам лично скупал собственные пластинки по 60 копеек, оказавшись в конце восьмидесятых в Перми. Вживую они успели поиграть довольно много; помимо непременных рок-клубовских фестивалей выступали в Москве на одном из печально знаменитых концертов, куда сначала всех пускали, а потом оттуда же всех и забирали.
В разгар антисоветских настроений попали в Польшу, где, предупреждая зрительскую агрессию, первым делом сыграли песню «Беспокойные дожди», открывавшую каждую серию эпопеи «Четыре танкиста и собака». У «Странных игр» вообще была масса заготовленных фокусов — под стать их музыке: они нанимали пиротехников «Ленфильма» и начиняли фейерверком установленную на сцене телефонную будку, которая к тому же взрывалась не по сценарию. Заранее приколачивали к сцене лыжи, чтобы актер мог крениться к полу под невероятным углом, изображая прохождение крутых виражей. Пришивали вешалку к плащу вокалиста — в полной темноте она взмывала вверх вместе с плащом, чтобы проиллюстрировать моралите о повешенном.
Сегодня их песни в меньшей степени подходят для того, чтобы составить документ ушедшей эпохи, — зато их можно включить в плеер по дороге на футбольный матч, а можно и поставить на даче у тетушки для игры в петанк. Поразительным образом материал «Странных игр», легкий и невероятно удобный для дальнейших интерпретаций, так никому и не пригодился; единственный известный кавер на их «Хороводную» сделала Настя Полева. Будучи прелюбопытным синтетическим продуктом из доступной эстрады, синкопированного рока и движения на ощупь, их «Метаморфозы» на самом деле никаких метаморфоз не предполагали и требовали самого бережного обращения — второго пришествия авторов. Сологуб клянется не изменять прежний звук ни на йоту. В остальном — от концерта стоит ждать чего угодно; после увиденных Einsturzende Neubauten ему приглянулась идея с фантами, на которых написаны задания, — глядишь, в самом деле так и сыграют.
Place
Маршала Говорова, 47
7 мая, 20:00
СПРАВКА: «Странные игры» — российская рок-группа, участники Ленинградского рок-клуба, появившаяся в Ленинграде в 1982 году, пишет ru.wikipedia.org. Приобрела популярность благодаря своему оригинальному стилю — ска, не особенно распространённому в России, с примесью регги и панк-рока. Состав группы менялся, музыканты параллельно играли в других коллективах, даже распадались на два состава — «Игры» и «Авиа», но к своему десятилетнему юбилею они объединились и дали несколько концертов, один из которых и был показан в Программе «А».
Начиная со второй половины 1990-х годов участники «Странных Игр» Виктор Сологуб и Алексей Рахов творчески активны в брейкбит-проекте Deadушки.