Музей метрологии, музей почвоведения, музей хлеба — попасть в такие музеи непросто, многие из них спрятаны за проходной, или открыты только для специалистов, или работают один день в неделю, или только по предварительной записи. В некоторые мелкие музеи в фестивальные дни приходит больше посетителей, чем за весь остальной год, пишет «Коммерсант».
За восемь лет благодаря фестивалю «Современное искусство в традиционном музее» широкая публика узнала о существовании в городе таких диковин, как Музей патологической анатомии животных, Музей подводной лодки «Народоволец», Музей судебной медицины или Музей революционно-освободительного движения последней трети XIX века. Что еще любопытнее, об этих заповедниках узнали и актуальные художники. Титульная цель фестиваля — дать художникам возможность поработать с такими вот небанальными пространствами. Работать с ними, как отмечают все участники фестивалей всех лет, трудно: многие музеи, сформированные в середине ХХ века и с тех пор по бедности не обновлявшиеся, сейчас уже сами по себе — произведения искусства и памятники истории музейной мысли, а экспозиции их настолько цельные и мощные — все эти старинные таблицы, диорамы, колбы и шкафы красного дерева — что у художников опускаются руки. Тем не менее эти старинные музеи, хранящие вековую пыль, больше всего нуждаются в переосмыслении, в новой роли и новой концепции, и кто, как не художник, может им эту концепцию придумать.
В нынешнем «Современном искусстве в традиционном музее» участвуют семь музеев. В порядке исключения один из них художественный: это Музей городской скульптуры, где разместилась большая групповая выставка памяти Тимура Новикова, сделанная коллегами и соратниками культового художника. Новикову как раз в эти дни исполнилось бы пятьдесят, по этому поводу открыта его ретроспектива в Эрмитаже и еще ряд выставок, а последователи Тимура открыли в Лавре нечто вроде памятника своему гуру: мемориальную скамью, на которой, как говорят, он любил сиживать.
А заодно и выставку — под девизом вроде «Заветам Новикова верны». И выставка хороша, и скамейка хороша, но только юбилей оправдывает тот простой факт, что выставка к музею отношения не имеет, с его тематикой или пространством не работает, и в общем использует фестиваль лишь как повод заявить о себе (на фестивальные деньги, кстати). Качества самой выставки это не отменяет, но все же слегка дискредитирует фестиваль — невзирая на важность фигуры Новикова для питерской арт-сцены и любовь художников к нему.
Зато другие участники тематикой подопечных музеев прониклись от всей души: например, Владимир Григ в Музее почвоведения. Надо сказать, музей сам по себе выглядит совершено сюрреалистически: образцы почв и любовно склеенные диорамы — это еще куда ни шло, но окружает их живописное буйство неизвестного художника, видимо, 1980-х годов.
Внутри этого дизайнерского сумасшествия Владимир Григ построил инсталляцию «Terra Incognita» о жизни под землей, в середине которой свет пробивается сквозь земляные слои, а вокруг — фотографии безымянных землекопов (не то покорителей целины, не то зэков на принудительных работах), абстрактное видео, внедренные в него куски музейной экспозиции с землемерными инструментами. Инсталляция мощная в первую очередь своей избыточностью, в ней «всего навалом», в стерильном белом зале галереи она смотрелась бы смешно, но именно в странном музее эта странная вещь пришлась к месту.
С темой «своего» музея активно поработал и молодой петербуржец Антон Хлабов: в Музее метрологии, среди измерительных инструментов и эталонов («вот эта линейка — эталонный метр, а эта гиря — эталонный килограмм») он выставил эталоны вещей, которые стандартизации не поддаются: фотографии эталонных облаков, идеальных волн, или каталог выражений человеческого лица. В Музее Кирова москвич Влад Ефимов каталогизирует радиоточки кировских времен. В Пушкинском доме американка Микки Смит представляет переучет главных слов европейской культуры: «Жизнь», «Смерть», «Слово», «Деньги» и т. д. Кто-то из нынешних участников фестиваля справился с «работой на заданную тему», кто-то — не очень. Но принимать этот экзамен зрителям — да и музейщикам — с каждым годом становится все интересней.
ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ
Музей-квартира С.М.Кирова
Проект: Для Радио
Автор: Владислав Ефимов
Музей почвоведения им. В.В.Докучаева
Проект: Terra Incognita
Автор: Владимир Григ
Музей Пушкинского Дома (ИРЛИ РАН)
Проект: Volume
Автор: Микки Смит
Метрологический музей
Проект: 36/24/12
Автор: Антон Хлабов
Музей хлеба
Проект: Колобок
Автор: группа Escape
Музей-квартира И.И. Бродского
Проект: Аудио-гид
Автор: группа Escape
Музей городской скульптуры
Проект: Памяти Тимура Новикова
Авторы: Ольга Тобрелутс, Белла Матвеева, Ирена Куксенайте, Сергей Бугаев/Африка, Георгий Гурьянов, Олег Котельников, Иван Сотников, Олег Маслов, Виктор Кузнецов, Андрей Медведев, Станислав Макаров (Санкт-Петербург)
СПЕЦПРОЕКТЫ
Танцевальный перформанс МЕСТО ВСТРЕЧИ, автор Анна Абалихина (Москва)
на открытии фестиваля в Петропавловской крепости
27 сентября в 12.30
Выставка ВОКАЛ КЕФАЛИ, автор Евгений Стрелков (Нижний Новгород)
Институт ПРО АРТЕ, Петропавловская крепость, Невская куртина (левая сторона), 27 сентября – 19 октября 2008
Лекция Евгения Стрелкова (Нижний Новгород) НИЖЕ НИЖНЕГО: Волжские мифы и мистификации, Институт ПРО АРТЕ, Петропавловская крепость, Невская куртина (левая сторона), 28 сентября в 18.30
ВИДЕОПОКАЗ работ молодых российских художников
* Институт ПРО АРТЕ, Петропавловская крепость, Невская куртина (левая сторона), 1 октября в 18.00
* Магазин «Буквоед», Лиговский пр., 10, 9 октября в 20.00
Концерт eNsemble COLLISIONS
Петербургский Планетарий, 11 октября 2008, 19:00
Справки по тел. 2330040, 2330553, а также на сайте proarte.ru