Нового материала в программе был минимум, как и во все свои приезды в Россию, Горан Брегович крепко держал аудиторию испытанными темами, пишет «Коммерсант». Прозвучали «Ederlezi», «Aucencia», «Mesecina», «In The Death Car» и весь остальной список песен из многократно воспроизведенных автором в разных вариантах сборников. Оркестром и хором он, как обычно, управлял сидя к ним спиной и лишь незаметно шевеля пальцами правой руки. Шероховатости в их работе не резали слух, а только добавляли обаяния действу. Болгарские певицы Людмила и Даниэла Радковы где надо выжимали из зрителя слезу, певчие олицетворяли глубину, оркестр — широту, а молодой коллега господина Бреговича, фронтмен «Свадебно-похоронного оркестра» Ален Адемович задавал танцевальный ритм духовым и всей аудитории.
Горан легко находит общий язык с любыми музыкантами, и на этот раз для концертов в Питере и Москве (в Государственном Кремлевском зале) пригласил мужской хор «Пересвет» из Москвы и струнный ансамбль Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра, сообщает Фонтанка.ру. Таким образом, вместе с постоянным сербским «свадебно-похоронным составом» на сцену вышло пятьдесят (!) музыкантов.
Всем им Горан (фото: ИТАР-ТАСС) дал поиграть и попеть вволю, показать себя и соло, и в составе сводного оркестра. Достаточно сказать, что красиво седеющий маэстро в своем традиционном белом костюме, правда, из «слегка помятой» ткани появился на сцене лишь через пятнадцать минут после начала концерта (кстати, появившись на сцене, маэстро, по традиции пожимая руки солистам, неожиданно вручал каждому по купюре в 100 евро!). К тому моменту уже и хор спел, и струнный ансамбль сыграл, и духовики эффектно шагнули на сцену прямо из зала… Здесь явно никто никуда не торопился, и правильно. Нужно же было как-то сбить тот темп, что сидел в каждом из нас после трудового дня, пробок, звонков и прочей городской суеты. Да и все мы уже отвыкли от звучания живого оркестра, тем более столь уникального.
Концерт, который начинался неспешно, с философско-меланхолических композиций, постепенно набирает «скорость», Брегович сотоварищи играют все более быстрые композиции, и публика заводится, пускается в пляс с горящими глазами, счастливыми лицами. Сам же маэстро держится интровертом: в зал почти не бросает взгляд, сидит спиной к оркестру, что не мешает ему чувствовать все, что играет его полусотенная интернациональная команда, и лишь в кульминационные моменты Горан поднимает правую руку и своим знаменитым жестом указательным пальцем управляет музыкальной стихией. При этом просидел на стуле два часа подряд, словно прикованный, а в руках держал синего цвета электрогитару, на которой практически не играл.
Он поет мало и сдержанно, хотя обладает бесспорным талантом если не вокалиста, то звукоимитатора. На рекламных фотографиях Брегович, улыбаясь, лупит по большому барабану, но в реальности ничего такого не делает, максимум, достанет полудекоративный ксилофон и ударит по нему несколько раз. Музыка бьет ключом, льется водопадом, накрывает зал океанскими волнами, а внешне на сцене почти ничего не происходит. Всем известно, что Брегович написал букет кинохитов, однако на концерте нет видеоэкрана, не крутят фрагменты кино шедевров Эмира Кустурицы и прочих друзей Бреговича – «Свадебно-похоронный» бэнд играет на черном заднике. Постоянные музыканты Бреговича после эффектной проходки по залу в начале концерта посчитали свою шоу-задачу выполненной и, заняв свои места, с них уже не сходили. Приглашенный хор и струнная группа тоже держатся строго. Все на этом концерте подчинено Музыке, ничего, по мнению Бреговича, не должно отвлекать от нее! Даже сольные партии вокалистов и инструменталистов не блещут виртуозностью – это тоже могло бы отвлечь от главного. Боже, с какой любовью и трепетом Брегович относится к своей музыке! И она, несомненно, того заслуживает.
В финале концерта Горан разулыбался, даже причмокнул языком, когда кто-то из его музыкантов сыграл соло, да и сам неожиданно выдал мини-соло на гитаре. Затем стал шутить на темы алкоголя, заметив, что русские любят выпить и заголосить что-нибудь веселое. Предложил желающим в качестве застольной песни свою, а затем стал учить зал странному словосочетанию: «Йес, ура!», причем толпа кричала «Йес, ура!» под звуки трубы, имитирующей пионерский горн.
Фото: Михаил Садчиков-младший, Фонтанка.ру
Что касается нового альбома «Alcohol», который так ждут поклонники Бреговича, то вот что поведал сербский маэстро:
— Мой новый диск будет живой записью, состоящей из двух частей. Первая — «Сливовица» — по названию нашего национального напитка, сливового бренди. Этот фрагмент уже записан в Гуче летом 2007 года. Гуча – 20-тысячный городок в Сербии, где в августе на фестивале духовых ансамблей собирается 150 тысяч зрителей. Они, скрываясь под сенью палаток и палящего солнца, пьют, едят мясо-гриль и кислую капусту по-сербски, снова пьют и слушают музыку, и снова пьют – и так в течение трех дней. Посему песни, записанные мной в Гуче, полагается слушать вкупе с обильным употреблением крепких напитков. Вторая часть альбома называется – «Шампанское», она будет иметь более сложную структуру, пока находится в стадии завершения – возможно, это будет новая версия моей пьесы «Три письма». Также в нее войдет запись вечеринки в моей белградской студии. Здесь для прослушивания лучше всего подойдет «аккомпанемент» из более мягкой выпивки и приглушенный свет, что, я надеюсь, вызовет у слушателей прилив наслаждения, подобный тому, что я испытывал во время записи. Что касается других моих планов, то я их не строю, а просто принимаю то, что возникает на моем пути. Мне кажется, с годами я нашел способ чувствовать жизнь, как цепочку маленьких чудес, показывающих мне добрую сторону Провидения…