«Наши крупнейшие и самые многообещающие рынки в Европе — это Россия и Украина, бизнес в этих странах развивается очень хорошо», — отметил в апреле президент Mitsubishi Motors Company Осаму Масуко.
В мае Россия стала самым крупным рынком: с результатом 13 907 автомобилей «Рольф» на 3477 штук обогнал американского дистрибутора Mitsubishi Motors North America Inc., который до сих пор был первым, сообщается в пресс-релизе Mitsubishi и «Рольф импорта» (по итогам 2007 г. Россия была для Mitsubishi вторым рынком).
Как пишут “Ведомости”, в России Mitsubishi далеко не первая. В прошлом году, по данным Ассоциации европейского бизнеса, бренд стал седьмым по продажам с результатом 100 609 автомобилей — на 46% больше, чем годом ранее. Причем российский рынок иномарок в целом вырос больше — на 61%.
Взрывной рост продаж в России, который пришелся на 2005-2006 гг., помог небольшой по мировым меркам Mitsubishi выйти из кризиса, говорит руководитель автомобильной практики компании A. T. Kearney Евгений Богданов. Кризис в Mitsubishi случился в 2000 г., когда стало известно, что компания скрывала информацию о дефектах своих автомобилей. В 2005 г. акционеры утвердили план спасения компании, и хорошие продажи в России пришлись ей очень кстати. В 2005 г. дилеры «Рольфа» продали 55 148 Mitsubishi, а модель Lancer стала самой продаваемой в России (39 195 автомобилей). Тогда Mitsubishi закончила год с убытком в $784 000. В следующем, 2006 году россияне купили уже 68 845 машин, а компания получила маленькую прибыль — $73 млн.
Гендиректор «Рольф импорта» Дмитрий Роткин обещает, что российский рынок останется лидером и по итогам этого года: в 2008 г. компания планирует продать 140 000 машин. Пока Mitsubishi обгоняет рынок: за январь — апрель 2008 г. ее продажи выросли на 58% — до 32 746 машин, а всех иномарок — на 49%.
Продать 140 000 — выполнимая, но амбициозная задача, говорит эксперт по автопрому компании Ernst & Young Иван Бончев. По его прогнозу, рост российского рынка в этом году замедлится — он составит 20% против 28% в 2007 г.
Для других автомобильных брендов российский рынок еще не скоро станет первым, уверен гендиректор «Хендэ мотор СНГ» (дистрибутор Hyundai в России) Роман Хапаев. Для Hyundai, как и для большинства компаний, приоритетный рынок — внутренний (в Корее продается более 1 млн машин), на втором месте — американский (550 000), а на третьем — российский (более 100 000), констатирует он. С учетом сборочных заводов в Китае, Индии и т. д. российский рынок для других компаний попадает лишь в десятку приоритетных, а у Mitsubishi внешних сборочных заводов нет, поэтому Россия и играет для нее такую роль, объясняет эксперт.
Динамично развивающийся российский рынок остается одним из самых приоритетных для Toyota, говорит представитель российского подразделения Toyota Motors. По его словам, в I квартале Россия стала для компании первым рынком в Европе (около 17 000 автомобилей).
Что чаще всего покупают?
Лидерство по продажам за Chevrolet (с учетом СП «GM-АвтоВАЗ»): реализовано 58,5 тыс. автомобилей, рост – 59%. На втором месте находится Hyundai, с 44 тысячами (рост – 97%). Третий – Ford, с 41,5 тыс. проданных машин (рост – 6%). Четвертый – Nissan, чьи продажи подскочили в 2 раза – до 37,2 тыс.
Самой продаваемой в РФ иномаркой остается Ford Focus – продано 20,1 тыс. автомобилей (на 3% меньше, чем годом ранее). Chevrolet Lacetti разошелся тиражом 19,95 тыс. машин (рост – 250%). Продажи Renault Logan увеличились на 45% – до 18 тыс. На четвертом месте – Hyundai Accent (рост на 91%, до 16,5 тыс. штук), на пятом – дебютант Mitsubishi Lancer (13,7 тыс).
Самый значительный прирост – у Nissan Qashqai (в 7,6 раза), Honda Civic (в 5,4 раза) и Hyundai Getz (в 3,3 раза). А Toyota Corolla потеряла 2%.
По прогнозам экспертов, автомобильный рынок Петербурга уже сейчас опережающий в росте спроса общероссийский, к 2013 году увеличится более чем на 50% и превысит 480 тысяч новых автомобилей в год.