Следственный комитет России отчитался сегодня о завершении расследования в отношении пятерых обвиняемых по делу об убийстве Анны Политковской. Речь идет о трех братьях – Рустаме, Ибрагиме и Джабраиле Махмудовых, Сергее Хаджикурбанове и предполагаемом организаторе преступления Лом-Али Гайтукаеве, сообщает «Эхо Москвы».
В следственном ведомстве подчеркивают, что собрали достаточно доказательств для составления обвинительного заключения. По версии следствия, непосредственным убийцей журналиста «Новой газеты» является Рустам Махмудов.
До передачи дела об убийстве Анны Политковской в суд еще далеко. Пройдет несколько месяцев, прежде чем материалы направят на рассмотрение, — рассказала Эху адвокат семьи Политковской Анна Ставицкая.
Защита самих обвиняемых намерена ходатайствовать о суде присяжных. По мнению адвоката Сергея Хаджикурбанова Алексея Михальчика, это остается единственным шансом для фигурантов дела добиться справедливого суда.
Суда присяжных намерен просить и еще один адвокат обвиняемых – Мурад Мусаев.
Ранее следователи выделили в отдельное производство уголовное дело в отношении бывшего сотрудника ГУВД Москвы Дмитрия Павлюченкова. Это произошло после того, как обвиняемый согласился на сотрудничество со следствием. Вполне возможно, что дело в отношении него рассмотрят раньше основного уголовного дела. Впрочем, дети Политковской отправили в Генпрокуратуру письмо, где просят расторгнуть сделку Павлюченкова со следствием.
Ожидаемой называют сегодняшнюю новость из Следственного комитета коллеги погибшей журналистки. Как заметил Эхо Москвы» зам. Главного редактора Новой газеты Сергей Соколов, нынешний судебный процесс вызывает у них бОльшее доверие, чем прежние слушания.
В «Новой газете» надеются, что заказчик убийства Политковской станет известен в ближайшие два года.
Первый раз дело по убийству Анны Политковской рассматривалось в окружном военном суде Москвы. Тогда процесс закончился оправдательным приговором.
Первые слушания по делу об убийстве состоялись в октябре 2008 года. Буквально сразу разразился скандал – якобы присяжные написали коллективное письмо судье, чтобы процесс проходил в закрытом режиме. Однако один из присяжных позднее обратился в редакцию газеты и публично опроверг это заявление.
После заявлений Евгения Колесова в суд по делу об убийстве Анны Политковской пустили прессу. На скамье подсудимых было трое обвиняемых – Ибрагим и Джабраил Махмудовы и Сергей Хаджикурбанов. Братьев Махмудовых обвиняли в том, что они осуществляли слежку за журналисткой, а также забирали на машине с места преступления еще одного брата — Рустама Махмудова — тогда он скрывался, и его только называли в суде предполагаемым убийцей.
Сергею Хаджикурбанову предъявлялось обвинение в организации преступления, например, в том, что он достал и передал убийце пистолет. Ни заказчика, ни исполнителя на скамье подсудимых не было.
Суд присяжных рассматривал это дело до февраля 2009 года. На процессе были показаны съемки видеокамеры с подъезда Анны Политковской – вот дверь открывает мужчина, скрывает свое лицо кепкой, заходит внутрь. Вот в подъезд следом за ним заходит Анна Политковская. Некоторое время камера показывает только улицу. Дверь открывается снова – убийца уходит в сторону от подъезда.
В процессе рассмотрения дела также был заявлен так называемый секретный свидетель – бывший полковник милиции Дмитрий Павлюченков. Его, а также дядю братьев Махмудовых, осужденного Лом-Али Гайтукаева допрашивали в закрытом режиме. Оба свидетеля сейчас проходят по новому делу обвиняемыми. Также прокуроры представляли данные билингов звонков обвиняемых, которые, правда, не совпадали в нескольких местах. Кроме того, представлялась запись с видеокамер на дороге, где машина, похожая на автомобиль одного из подсудимых, проезжает в день убийства рядом с ее домом.
Одним из доказательств защиты, которое они представили, это самостоятельно сделанная экспертиза, где ДНК потожировых следов на пистолете убийцы не совпадает с ДНК родителей и братьев предполагаемого убийцы. Суд, правда, эту экспертизу в качестве доказательства не принял. В феврале 2009 года коллегия присяжных единогласным решением оправдала всех подсудимых. Суд на основе этого решения вынес оправдательный приговор. Позднее прокуратура обжаловала решение военного суда, а дело отправилось на новое рассмотрение. Однако судья отправил дело на доследование.