Внесение в Конституцию поправок об увеличении президентского и депутатских сроков не противоречит основам государственного строя, считает председатель Конституционного суда Валерий Зорькин. Плохо то, что изменения в основной закон страны внесли, даже не посоветовавшись с КС: такого требования в российском законодательстве просто нет.
По мнению Зорькина, Конституцию лучше вообще не пересматривать. «Конституция, несмотря на большие недостатки, идеальна в смысле нормативности, — пояснил он в интервью газете «Коммерсантъ». — Она предписывает, что власть должна быть разделена на основе права, а не по византийскому варианту «разделяй и властвуй». Она декларирует права человека как самоценность. Она предполагает народовластие — конкурентную демократию, а не демократию в кожанке с маузером. Без этих трех составляющих Конституция станет другой».
Проблема в том, что помешать нарушению данных принципов Конституционный суд не может: он не имеет права проверять внесенные в основной закон поправки на конституционность. «Ответственность за все издержки изменений лежит на политиках, они могут даже разрушить идею Конституции», — предупреждает Валерий Зорькин.
«Я думаю, что сегодня пришло время изменить закон о механизме внесения… поправок, — указывает судья. — Чтобы обезопасить общество и законодателя от принятия неконституционной нормы, введение новой поправки должно проверяться с помощью органа конституционного контроля. Потому что когда она принята и утверждена, уже никто не может ее проверить». «Я думаю, президент, как гарант Конституции, прежде всего должен быть заинтересован в механизме, который застраховал бы ее от разрушительных норм», — добавляет он.
С юридической точки зрения этого будет достаточно, чтобы не допустить в России перехода к авторитаризму, уверен Зорькин. Другое дело, что «вы можете бесконечно изобретать ножны. Но вы же не запретите владельцу использовать нож. Он может этим ножом хлеб резать и бутерброд маслом намазывать, а может человека убить».
Что же касается недавно принятых поправок, то «ничего страшного не произошло», считает председатель КС. «Эта поправка никак не затрагивает сути президентской власти, ее правового характера, — объясняет он. — Что касается отчета правительства перед парламентом, то это мог бы быть и сложившийся конституционный обычай. Равно как и формирование правительства на основе парламентского большинства», передает передает Newsru.com.