Бум социальных сетей стал одним из основных драйверов рынка широкополосного доступа в Интернет.
Так, по словам генерального директора компании «Комлинк телеком» Сергея Горелова, в декабре рост трафика в сети провайдера составил 50%, а в январе — 100%. При этом основную долю в этом приросте составил именно доступ к «Контакту» и «Одноклассникам».
Как сообщает газета «Коммерсант» в феврале этого года сайт «В Контакте» вышел на первое место по популярности в российском сегменте Интернета, потеснив оттуда традиционно лидирующий портал Mail.Ru, а третье место в рейтинге занимает портал «Одноклассники».
На сайте «В Контакте» по вечерам просматривается более 12 тыс. страниц в секунду, а количество пользователей онлайн достигает 450 тыс. Всего же на сайте более 8 млн зарегистрированных пользователей. Ни один другой сайт в истории российского Интернета не достигал подобных показателей. «В Контакте» на данный момент является лидером СНГ по объему отдаваемого трафика и количеству просмотров страниц.
«Одноклассники» заявляют о 12 млн пользователей и уже научились конвертировать посещаемость в рекламу, а вот «В Контакте» пока не демонстрирует какой-либо коммерческой составляющей.
«Аудитория привыкла к тому, что у нас рекламы нет, это является одним из наших преимуществ и причин популярности, поэтому мы прорабатываем другие способы монетизации нашей посещаемости.
Например, мы уже достаточно давно зарабатываем на «профессиональных контактах» — то есть связи работодателей и соискателей вакансий, а на днях также запустили платный сервис с оплатой через SMS», — говорит PR-менеджер проекта «В Контакте» Михаил Равдоникас.
В частности, этот сервис подразумевает под собой «голосование» за ту или иную анкету на сайте.
Тем временем на популярности социальных сетей весьма успешно зарабатывают интернет-провайдеры. Причем, судя по тому, что во многих офисах системные администраторы стали закрывать доступ к «Контакту» и «Одноклассникам», заработки провайдеров за счет этих ресурсов немаленькие.
«В Контакте» не разглашает объем отдаваемого трафика, однако сообщает, что суммарная емкость всех каналов достигает 10 Гбит/с. Если их среднюю загрузку принять даже за 50%, то в месяц объем трафика превысит 1,5 Тб — то есть 1,5 млн Гб.
Для сравнения: у ОАО «Телекомпания \’Санкт-Петербургское кабельное телевидение\'», второго по числу абонентов провайдера в Петербурге, ежемесячный объем трафика составляет около 300 Тб. У магистрального провайдера, продающего трафик «обычным» провайдерам, предоставляющим услуги конечным пользователям, 1 Гб стоит около 5 рублей — то есть эти провайдеры суммарно зарабатывают на одном только «В Контакте» около 7,5 млн рублей в месяц.
Конечным пользователям трафик обходится значительно дороже: от 50 до 1000 рублей за 1 Гб, в зависимости от объемов потребления для частных лиц (в среднем — 200 рублей), и в среднем 600 рублей для корпоративных клиентов.
С учетом неплохого заработка операторов владельцы социальных сетей, в принципе, могут особо не задумываться о платных сервисах на своих ресурсах и взимать плату за генерацию трафика со своих партнеров-провайдеров.
К тому же, по словам участников рынка, в дальнейшем объем генерируемого социальными сетями трафика будет только расти. «Количество мультимедийной информации — фотографий, видеороликов и аудиозаписей, хранящихся на этих сайтах, стремительно растет», — говорит господин Горелов. «Основным драйвером роста являются не сколько сами социальные сети, сколько развитие именно \’тяжелых\’ медиасервисов.
Социальные сети сегодня просто находятся на волне моды, как пару лет назад блоги, а в будущем массовый интерес привлечет видеохостинг — не случайно недавно тот же youtube.com объявил о выходе в Россию. Это приведет к еще большему росту объемов потребляемого трафика — при этом владельцам сайтов нужно будет еще изобрести эффективную бизнес-модель, а провайдеры, оказывающие услуги конечным пользователям, заработают в любом случае.
Хотя линейной зависимости здесь нет — большинство частных пользователей предпочитают безлимитные тарифы, но многие из них выберут более дорогой тариф с более высокой скоростью доступа, а значит, средняя выручка операторов будет расти», — говорит главный финансовый директор «Рамблер Медиа» Артур Акопьян.
Действительно, в Петербурге уже наблюдается явная тенденция: провайдеры закрывают тарифы со скоростью доступа 128 и 256 кбит/с, заменяя их 512 и 1024 кбит/с соответственно. «Тем не менее потенциал роста еще очень велик. В России средний пользователь Интернета проводит в сети в среднем 12 часов в месяц, в то время как в Европе — 40-50 часов. И это время во многом зависит от скорости доступа», — говорит господин Акопьян.