В сентябре-декабре 2007 года были проведены контрольные мероприятия в отношении туроператоров и турагентов в различных регионах России. Роспотребнадзор проверил 1551 турфирму, в том числе 392 туроператора и 1159 турагента. В том числе 382 проверки были осуществлены непосредственно по жалобам клиентов. В результате выяснилось, что 988 (63,7%) из числа проверенных компаний допускают в своей работе различные нарушения законодательства о защите прав потребителей. Об этом заявил начальник Управления защиты прав потребителей Олег Прусаков, сообщает пресс-служба Российского союза туриндустрии, сообщает dp.ru
По его словам, жалобы потребителей подтвердились в 264 случаях (69,1%). В общей сложности во всех проверенных компаниях было выявлено 4095 фактов нарушений, то есть по 2-3 нарушения на каждую проверку.
Речь идет, в частности о недополучении туристами необходимой информации об исполнителе или о турпродукте (31случай), о нарушении порядка заключения договора (34 случая), о ненадлежащем исполнении условий договора (9 случаев), об отсутствии книги отзывов и предложений (3 случая).
По результатам проверок органы Роспотребнадзора возбудили 1084 дела об административном правонарушении. Большинство из них (735) — в отношении турагентов — индивидуальных предпринимателей. В отношении турагентов — юридических лиц — 230 дел. Меньше всего дел — 119 — было возбуждено в отношении туроператоров.
Вина турфирмы была доказана в 982 случаях (91%), общая сумма штрафов составила 2811,2 тыс. рублей (средняя сумма на каждого виноватого — 2863 рублей).
По данным управление Роспотребнадзора по Петербургу, за 2007 год в ведомство поступило 44 обращения граждан по вопросам возможных нарушений прав потребителей при оказании туристских услуг (в 2006 году — 32 обращения). Претензии потребителей не изменились: неудовлетворительное оказание услуг (задержка рейсов, отсутствие кондиционера в автобусе, большие группы, замена отеля); отказ в возврате денег за туристическую путевку, возвращенную из-за отказа в визе; неисполнение сроков оформления загранпаспорта; не включение в договор существенных условий, нарушающих право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора.