Монтальдо снимал фильм 50 дней в Турине и Санкт-Петербурге, однако вынашивал идею создания картины 20 лет. Главным героем фильма стал Федор Достоевский. Лента рассказывает о том, какую опасность для сознания людей представляет то, что они никоим образом не оправдывают терроризм, но при этом со страхом и злостью признают его преступное величие, передает Newsru.com.
Эта опасность, по мнению режиссера Джулиано Монтальдо, носит имя Достоевского. Не только в силу его биографии: вступление в кружок петрашевцев, смертный приговор, отмененный в последнюю минуту, сибирская тюрьма. Но потому, что Достоевский на протяжении всей своей жизни сохранил способность примыкать к самым различным течениям и придавать им привлекательность, в то время как другие относятся к ним с осуждением и отвращением.
Так, в фильме Монтальдо Достоевский может стать великим и знаменитым мастером, который предусмотрительно придерживается разумного принципа «ни с государством, ни с красными бригадами», а в конечном итоге остается на позициях «с государством и с террористами», хотя это означает, что для него жизнь любого человека одинакова ценна: крестьянской девочки, невинной жертвы, или гротескного великого князя, мишени для террористов.
Достоевский может оказаться в роли своих персонажей: например, он становится ярым сторонником террористов. И начальник полиции, которого зовут Великим Инквизитором, может вменить Достоевскому в вину то, что он является наставником молодых террористов.
И по воле режиссера, тот же начальник полиции оказывается пленником безвыходной двойственности, на перепутье между добром и злом, пишет La Repubblica, передает www.inopressa.ru. И он оказывается возможным победителем, но не как Порфирий Петрович из «Преступления и наказания», а как Великий Инквизитор.
В фильме много интересных моментов, связанных с личностью Достоевского, например, сочетание состояния исступления перед предстоящим терактом и страстным желанием написать и сдать в печать новый роман.
Дживоне, в свою очередь, сочиняя философский рассказ, в котором отдается дань уважения Булгакову – упоминается, в частности, роман «Мастер и Маргарита», – дает бесстрастную характеристику жестокому и гротескному терроризму, скатившемуся до уровня каннибализма, и включает в текст неожиданные ссылки на даты и эпизоды хроники и целые фрагменты высказываний интеллектуалов с именами и фамилиями, авторитетных и вызывающих подозрение, которым может быть предъявлено такое же обвинение, как то, что выдвинул начальник полиции. Вполне вероятно, что Дживоне видит в этих текстовых вставках смысл своего романа, действие которого происходит в подполье, во Флоренции в 1981 году. Если бы он отказался от этого приема, то его книга встретила бы равнодушие, вместо того чтобы вызвать желание понять или даже осудить.