Некоторое время назад SKIF после кочевой жизни по городским площадкам обосновался в бывшем кинотеатре «Прибой». Огромный плюс SKIF, надо отметить, в том, что всегда можно подойти вплотную к сцене без особых проблем; увидеть группу, собирающую по Европе залы, на расстоянии вытянутой руки, пишет «Коммерсант».
За эту физическую близость к музыке можно простить и советскую бедность «Прибоя». Меж тем если нам он кажется балластом прошлого, то зарубежные артисты как один из года в год хвалят залы кинотеатра: он видится им неподдельно андеграундным местом, каких в Европе не сыскать. Все они также совершенно справедливо отдают должное хорошей акустике Большого зала.
Первый день фестиваля порадовал единственным сильным выступлением — трио трубача Нильса Петтера Мольваера, гитариста Эйвинда Орсета и перкуссиониста Томаса Стронена. Джазовыми записи Нильса Петтера называют лишь потому, что его достаточно сложно определить еще куда-либо и его диски издавала мюнхенская ECM Records, которая в первую голову ассоциируется с этим жанром. Поначалу он действительно держался джазовых стандартов, подкладывая в них эмбиент и электронику с накипью индустриальной музыки. Но уже на альбоме 2004-го года «Streamer: Live» становится понятно, что эмбиент у Петтера не существует без world music; в ту же сторону клонятся и его пассажи.
На SKIF публика слушала трио Нильса, затаив дыхание. И дело было даже не только в пиетете к музыканту, но и в том, что в композициях, помимо отчетливых электронных ноутбуковых ударных, часто присутствуют тишайшие звуки и поскрипы, которые производил, например, Томас Стронен, водя барабанной палочкой вокруг оси тарелки. Сам Мольваер временами почти беззвучно продувал свою трубу в микрофон. Часто его сочинения ставят в пример нового утихомиренного джаза, но на концерте трио, кроме прочего, исполнило и затяжную, оглушительно ухающую композицию.
В ночь с 24-го на 25-е группа Zu выдала, пожалуй, самое мощное выступление фестиваля. От саксофониста, басиста и ударника пот отлетал, как снопы искр. В угаре итальянец Массимо Пупилло чуть-чуть не заехал бас-гитарой по голове одному из зрителей. На следующий день к группе Zu присоединился FM Einheit, бывший участник Einstuerzende Neubauten. Он заменял не приехавшего по состоянию здоровья Эральдо Бернокки: молотил кувалдой по листу железа размером метр на три и сверлил дрелью пружину в два человеческих роста.
Невероятно сильно звучали некоторые российские музыканты, например построк-группа Silence Kit или авант-рокеры «Я слева сверху». Список музыкантов SKIF составляется на основе европейского опыта его кураторов, он далек от местной конъюнктуры, в итоге часто совершенно непонятно, чего ждать от музыкантов: бельгийцы Die Anarchistische Abendunterhaltung со свободным ловким джазом, проходная краут-роковая группа Harmonia с архивной электронной музыкой, экономный нойз Бена Фроста, хитро устроенный этноджаз молдавского квартета «Тригон», лесные песни Лифкаттера Джона, рокабилли-позеры Mitch & Mitch, игрушечный оркестр Пьера Бастьена и так далее; всех приходится выслушивать на бегу, в сутолоке. SKIF в очередной раз доказал право называться европейским фестивалем, куда имеет смысл приехать не только из Москвы, но и из ближнего зарубежья — несмотря на то, что среди заявленных артистов мало знакомых или известных имен. А может быть, именно поэтому.
Международные фестивали SKIF (Sergey Kuryokhin International Festival) проводятся Благотворительным Фондом выдающегося русского композитора конца ХХ-го века Сергея Курёхина, основанным в 1996 году после трагической смерти музыканта, сообщает www.musaget.ru. Два первых фестиваля состоялись в Нью-Йорке в 1997 и 1998 годах, в октябре 1998 года третий SKIF прошел в Санкт-Петербурге – с тех пор фестивали стали здесь ежегодными.
Фото: danger-tie.livejournal.com
Пользователи жж комментируют событие:
kudrjashka_sju
SKIF — лучшее музыкальное переживание в моей жизни.
amorrr.livejournal.com
Ходили на SKIF, правда только на один день (ну в смысле ночь) 25 числа…
Самым большим впечатлением оказался Пьер Бастьен (Pierre Bastien).
Его выступление — это осбое действо, когда надо стоять под сценой как можно ближе чтобы все увидеть — чтобы увидеть как он, словно сказочник, перебирает шестеренки, ставит пластинки, включает пылесосы и что-то еще непонятное и играет на трубе свою очень французскую музыку…