Идея была такой. Памятник Петру не должен быть похож на другие конные статуи монархов. Жеребец — это не подставка для императора, а активный элемент композиции. Он должен скакать, передает НТВ-Петербург.
И натурщики скакали перед скульптором рысью и галопом, сотни раз поднимая коня на дыбы. Для скульптуры того времени это новаторство, для лошадей — естественная поза.
Светлана Кириллова, берейтор конюшни Ленинградского зоопарка: «Так в природе жеребцы соперничают друг с другом и играют. Если лошадь обучена этому трюку, она не падает».
Жеребец у скульптора получился сразу, в отличие от императора. Лицо Петра выходило невыразительным, конь падал под весом всадника. Но проблемы решили.
Голову вылепила любимая ученица Фальконе, а он сам тем временем придумал оригинальную опорную конструкцию — две ноги и пружинящий хвост. На создание монумента уже потратили 95 тысяч рублей, когда пришла хорошая новость.
Наталья Евстафьева, заведующая архивохранилищем Российского Государственного исторического архива: «Императрица не просто подписала эту бумагу. Он дала к исполнению создание монумента. Нельзя было ослушаться этого».
Это решение Сената финансировать работы по памятнику. «Быть по сему», — собственноручно написала на нем Екатерина II. В документе скульптора пренебрежительно именуют профессором Фальконетом со строчной буквы. Тут же отдельно оговаривается постамент: «Должен быть из целого камня, что сыскать невозможно. А если и сыщется, то по реке его не переправить».
Но камень нашли. Такие валуны и сегодня считаются негабаритным грузом.
Николай Володин, начальник цеха компании по добыче морского песка: «Он весит порядка 1600 тонн. Его размер 13 на 6 и на 8 метров. Изначально такой камень мы доставляем к берегу землеройной техникой и тросами в связке тащим его на баржу и морским путем доставляем его на точку».
Примерно так и поступили. По огромным железных шарам
К тому времени Фальконе обвинили в растрате денег и он покинул Россию. Горожане растаскивали осколки постамента и делали из них перстни и трости, которые сейчас не найти ни в одном антикварном магазине. «Это легенда», — уверяют специалисты.
Сергей Полторак, доктор исторических наук, редактор журнала «Ювелирная Россия»: «Я думаю, что такие кольца и трости можно приобрести, но они будут, но они будут ненастоящими. На самом деле в то время, когда памятник открывался, никому бы и в голову не пришло сделать ювелирное украшение из остатков
Это был первый конный памятник русскому царю, пишет ru.wikipedia.org. В условном одеянии, на вздыбленной лошади, Пётр изображается Фальконе прежде всего как законодатель: в иерархии классицизма законодатели находятся выше полководцев. Вот что писал по этому поводу сам Фальконе: «Монумент мой будет прост… Я ограничусь только статуей этого героя которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя законодателя…»
В годы Великой Отечественной войны над памятником нависла угроза — вывезти его из города не представлялось возможным, и горожане очень опасались, что символ Петербурга может быть разрушен во время многочисленных налетов фашистской авиации, сообщает spbfoto.spb.ru.
Ленинградцы выстроили специальный футляр, высотой в 14 метров и бережно укрыли им памятник. К счастью, уникальный памятник не пострадал.
РЕПОРТАЖ НТВ