По мнению чиновников и реставраторов, деревянное строение «подточил» белый домовой гриб, и восcтановлению деревянный особняк не подлежит. Активисты движения «Живой город» уверяют, что спасти строение можно и умоляют представителей власти не торопиться со сносом.
Разговоры о сносе дачи Гаусвальд начались весной этого года. Руководство комитета по охране памятников объявило, что деревянное строение серьезно пострадало, и спасти его невозможно, пишет «Мой район».
На этой неделе доводы чиновников подтвердили члены Совета по сохранению культурного наследия. По мнению экспертов, спасти можно только нижнюю, кирпичную часть строения. Деревянные конструкции реставрации не подлежат, они безвозвратно испорчены белым домовым грибом.
Алексей Козев, активист движения « Живой город» уверен, что чиновники и эксперты не правы, и уникальное здание можно спасти.
«Еще 15 марта мы написали в КГИОП письмо с мнениями наших экспертов и способами борьбы с белым домовым грибом, — рассказывает Алексей. Ответа мы так и не получили».
Активисты продолжают бороться за спасение дачи Гусвальда. Они намерены обратиться в прокуратуру и добиваться сохранения памятника.
Отметим, что бывшие владельцы дачи Гаусвальда создали микроорганизмам невероятно благоприятную почву для размножения. Ни один год текла кровля, не было отопления, а вентиляционные окна в подвале в свое время заложили кирпичом.
Микологи рассказывают, что, когда этаж открыли, грибы на глазах стали сдуваться. Они поглотили дачу на 85%. И сегодня особняк разрушает уже несколько десятков разных видов грибов и поедает круглоголовый жук-точильщик. Даже известные хранители старого Петербурга говорят: снос неизбежен.
«К сожалению, из сильного поражения конструкций вывод неутешительный, — говорит Михаил Мильчик, председатель Совета по сохранению культурного наследия. — Чтобы полноценно эксплуатировать этот интересный памятник, его нужно разобрать. Я противник каких-либо воссозданий, но этот случай — исключение. Нужно зафиксировать то, что имеем, и создать копию, сохранив в ней какие-то подлинные моменты».
Подвал знаменитой дачи сегодня — среди белых зарослей, сквозь которые не всегда можно рассмотреть деревянные балки. Увидеть такое собственными глазами не удалось. Новый хозяин усадьбы пожелал спрятать от посторонних интерьеры особняка, которые после разбора предстоит воссоздавать в точности до деталей.
Эксперты охранных ведомств говорят: снос этой дачи — одного из первых зданий яркого модерна — станет ощутимой потерей. В Петербурге осталось всего около 30 ценных деревянных построек.
СПРАВКА: Белый домовой гриб является самым страшным врагом деревянных сооружений. За месяц он способен полностью съесть четыреххсантиметровый дубовый пол.
Зная о страшной прожорливости гриба, наши предки боролись с ним кардинально – когда одну из изб в деревне поражал гриб, ее немедленно сжигали, чтобы спасти другие постройки.
Сейчас, чтобы избавиться от белого домового гриба, специалисты разбирают и сжигают пораженный участок, а остальную часть пропитывают химикатами, при этом рекомендуется обработать и землю на 0,5 м глубины.
Для истребления уже появившегося домового гриба предлагаются и другие средства; но, к сожалению, ни одно из них не может считаться радикальным.
