Депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой обратился к генпрокурору РФ Юрию Чайке с просьбой проверить деятельность компании «Яндекс» на соответствие закону «О СМИ». Об этом в четверг, 15 мая, пишет газета «Коммерсант», которая располагает копией обращения.
По мнению политика, «Яндекс.Новости» следует приравнять к СМИ. Распространение материалов ведущих российских и зарубежных информационных агентств, считает депутат, «также является распространением массовой информации». Следовательно компания должна соблюдать правила, установленные для СМИ, считает Луговой.
Депутат пояснил изданию, что «отличий между новостями в топе «Яндекса» и новостями, которые распространяет, например, газета, нет». В случае если Генпрокуратура признает, что сайт под закон о СМИ не подпадает, депутат подготовит изменение в законодательство, с тем чтобы «деятельность ресурса находилась в правовом поле».
Зампред комитета по СМИ в Госдуме Леонид Левин считает, что постановка вопроса Луговым вполне уместна. «Многие люди получают информацию из топа новостей «Яндекса», но при этом на сами ссылки они не заходят. Почему тогда не приравнять «Яндекс.Новости» к СМИ?» — высказал свое мнение Левин.
Этот вопрос поднимался на медиафоруме ОНФ еще 24 апреля. Тогда один из блогеров спросил президента России Владимира Путина: «С одной стороны, это поисковик, с другой — это вроде как СМИ. Топ-5 новостей «Яндекса» просматривают несколько десятков миллионов человек.
«Яндекс» при этом не имеет лицензии СМИ и никакой ответственности как СМИ перед законом не несет». Президент ответил, что с компанией «Яндекс» «не так все просто». «Сейчас и в правительстве, и в администрации президента рассматривается вопрос, обсуждается и общественностью, что признавать средством массовой информации, что не признавать», — заявил он.
«Яндекс» заявил, что на главной странице сайта показываются заголовки только из самых авторитетных СМИ, имеющих российскую лицензию. В свою очередь глава фонда «Общественная экспертиза», бывший секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко, сравнил компанию с «Почтой России», которая также служит для распространения, но СМИ не является, пишет Newsru.com.
На малой родине Лугового подняли на смех
«Бывший охранник Бориса Березовского Андрей Луговой продолжает позорить Иркутскую область», — сообщает newsru.com со ссылкой на иркутское издание «Бабр«.
«В силу понятной для простого охранника необразованности г-н Луговой, видимо, не в курсе, что «Яндекс.Новости» не занимаются производством собственного контента, сервис просто дает ссылки на уже опубликованные материалы в электронных версиях различных СМИ.
С таким же успехом приравнять к СМИ можно «Почту России», доску объявлений на остановке общественного транспорта или дверь в туалете, исписанную неприличными надписями», — отмечает издание, напоминая, что «Яндекс» неоднократно напоминал — сервис показывает заголовки только самых авторитетных СМИ, имеющих российскую лицензию. Отметим, согласно закону о СМИ издания освобождаются от ответственности за публикацию недостоверных и порочащих сведений, если публикация имела место со ссылкой на другое издание.
В предыдущий раз представителям компании пришлось оправдываться после негативных высказываний президента РФ Владимира Путина. В конце апреля на медиафоруме ОНФ один из блоггеров обратил внимание главы государства, что «Яндекс» с одной стороны поисковик, а с другой — «вроде как СМИ».
Участник встречи заострил внимание на том, что топ новостей «Яндекса» просматривают десятки миллионов человек и потребовал от правительства «принять решения, которые избавят нас от цифровой агрессии». В ответ Путин признал, что с «Яндексом» «не все так просто» и напомнил, что поисковик создавался как проект с западным влиянием.
После этого «Яндексу» пришлось выступить с разъяснением о том, что регистрация в Нидерландах была выбрана из-за особенностей корпоративного права, а иностранные инвестиции на этапе запуска являются «обычным делом». Тем не менее стремительное падение акций интернет-компании продолжилось.
А анализ пакета недавно принятых законов об ужесточении контроля над медиасферой и последних правительственных инициатив заставил экспертов предположить, что в ближайшее время Рунет ожидает масштабная реформа, которая приведет к жесткой фильтрации контента.
Напомним, 18 апреля Госдума официально приравняла блогеров к СМИ. Блогеру, страницу которого в течение суток посещает более трех тысяч пользователей, запрещается распространять экстремизм и порно, ругаться матом и разглашать государственную тайну.