Прямой потомок Достоевского всю жизнь прожил в Петербурге. В основном на окраинах. Но в центре появлялся по нескольку раз в день. Ведь в течение 8 лет он трудился вагоновожатым на трамвайном маршруте. Говорят, кондуктором у него работал сын Бродского. Такой вот литературный экипаж. Но сейчас 62-летний Дмитрий Андреевич на пенсии, и, как он сам говорит, его основная должность — правнук. Однажды он даже подал в суд на изготовителей лотерейных билетов, которые поместили на них портрет писателя.
«Идиот» был лучше?
Так что в понедельник вечером Дмитрий Андреевич отложил все дела и сел перед телевизором. А после просмотра поделился с «Комсомольской правдой» впечатлениями:
— Я старался смотреть не как правнук писателя, а как обычный зритель. И скажу я вам, первая серия мне не понравилась. Не видно ни режиссерской работы, ни операторской. И актеры играют как-то слабенько. Сравнивать с Тараторкиным, Смоктуновским, Бедовой, Копеляном просто невозможно. Может, потому, что это все-таки телеверсия и тут другие задачи?
Мне кажется, совершенно провалился монолог Мармеладова. Актер не понял, что ему надо делать, а режиссер ему не объяснил. Там же, в трактире, сначала смешки, хохмочки, а потом Мармеладов переламывает настроение, говорит о Сонечке, приводит строки из Евангелия. И все вокруг замолкают. В фильме этого не случилось. В книге Раскольников стал его внимательно слушать, а тут он, кажется, ничего не понял. Сидел с каким-то пустым, ничего не выражающим взглядом.
Да и сам актер, который Раскольникова играет, по типажу вроде подходит, но он растрепанный, неприкаянный, не видно работы мысли. А ведь в книге Родион сам говорит, что думать — это и есть его главное занятие.
– Меня очень порадовала игра Веры Карповой, которая сыграла старуху-процентщицу, — рассказал газете «Метро» Дмитрий Достоевский. Выбран точный типаж, она прекрасно ведет себя в кадре. А еще меня успокаивает, что этот фильм, пусть и не очень качественный, посмотрит молодежь и, может быть, захочет перечитать роман или откроет его впервые в жизни. Если это произойдет, то я, как правнук Федора Михайловича, буду счастлив.
— Если сравнить телеверсию «Преступления и наказания» с детищем Владимира Бортко, сериалом «Идиот», в чью пользу будет ваше сравнение?
– «Идиот» мне очень понравился. Там и режиссер гораздо сильнее, и актерский состав мощный. Чего пока не скажешь о премьере. Но давайте все-таки досмотрим «Преступление и наказание» до конца и уже тогда сделаем окончательные выводы.
Достоевский не кинематографичен
Напоним, в понедельник Первый канал начал показ новой экранизации романа Достоевского «Преступление и наказание». В сериале восемь серий.
Режиссер картины Дмитрий Светозаров говорит, что его подробная телеверсия романа поможет кому-то вспомнить, а кому-то узнать, что такое настоящий роман Достоевского.
Светозаров подчеркивает, что «картина максимально приближена к тем смыслам, которые вкладывал Достоевский. Я имею в виду, прежде всего, близость духу и букве самого произведения».
По информации РИА Новости, продюсер фильма Андрей Сигле отмечает, экранизировать роман Достоевского было крайне сложно. «Достоевский писал, когда кино еще не было, он абсолютно не кинематографичен. Он не мыслил кино, не понимал, как это может быть. Если отслеживать визуальный ряд, то у него в тексте есть большие расхождения. Он писал ради слова, а не ради картинки. Есть откровенно нестыкуемые места».
Дмитрий Достоевский: «Тяжелый характер у меня в прадеда» (Из интервью на сайте www.peoples.ru)
— Дмитрий Андреевич, по какой линии вы являетесь правнуком Федора Михайловича?
— Мой дед, Федор Федорович, — сын писателя. У него ведь только двое из четырех детей прожили взрослую жизнь: Люба и Федя (Соня умерла в младенчестве, младший Алеша — в пять лет). Люба в 1913 году уехала за границу и сюда уже не вернулась. Детей у нее не было. А вот Федор Федорович почти всю жизнь прожил в Симферополе, имел двоих сыновей. Старший в 16 лет умер. Младший, Андрей (мой отец), 1906 года рождения, поступил в Новочеркасский институт, но его выгнали оттуда за дворянское происхождение и за то, что отказался снимать студенческую тужурку и фуражку. Чтобы закончить образование, приехал в Петербург к племяннику Федора Михайловича — Андрею Андреевичу Достоевскому. Человек удивительный! Помогал Анне Григорьевне во всем: бегал по ее поручениям, решал издательские проблемы. В 66 лет его арестовали и послали копать Беломорканал. Через полгода он умер… Детей у него не было.
Отец закончил в Петербурге Политехнический институт, стал инженером по лесоустройству. Всю Отечественную прошел. Воевал в танковых войсках, в разведке. Два раза был ранен. Рассказывал, что всю войну носил в вещмешке бюстик Федора Михайловича. Как талисман…
Отец с матерью и после смерти Андрея Андреевича остались в его квартире. Здесь в 1936 году родилась моя сестренка Татьяна, а в 1945-м — я.
— Что вы испытываете от сознания того, что вы правнук великого писателя?
— Долгое время было тяжело. На меня как-то по-другому, внимательно смотрели… Сейчас подобный комплекс испытывает мой сын, Алексей.
— А в школе Достоевского проходили?
— Его как раз ввели в программу, когда я учился в старших классах. Но он был для меня просто в ряду тех писателей, которых \’проходят\’. Немного позже, лет в 18, прочитал \’Преступление и наказание\’. Воспринял роман болезненно. Казалось, герои какие-то странные, неправильно живут, не о том думают. Но с возрастом, конечно, отношение менялось.
— Похожи ли вы характером на прадеда?
— Мы все после Федора Михайловича особенно не отличаемся от него. Очень импульсивные, раздражительные. Иногда мрачноватые и ревнивые. Тяжелый характер, неровный.