Как передает ИА REGNUM, в гимназии без специального разрешения преподают предмет «Закон Божий». «Кроме того, занятия по «Закону Божьему» и ежедневное чтение молитвы осуществляются без согласия учеников и их родителей», — отметили в прокуратуре.
Отсутствие лицензии на преподавательскую деятельность были выявлены также в негосударственных образовательных учреждениях «Школа «Бейт Сэфер Менахем» и «Школа среднего общего образования «Христианская миссия «Благая Весть».
По результатам проверки прокуратура района возбудила 3 административных производства по статье 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушения («Осуществление деятельности без специального разрешения, если такое разрешение обязательно»). Было внесено 4 представления с требованием устранить имеющиеся нарушения и привлечь виновных к дисциплинарной ответственности.
Текст «Закона о свободе совести и религиозных объединениях» можно почитать ЗДЕСЬ.
Надо ли в принципе преподавать историю религии в школе? Лучше делать это факультативно или в обязательном порядке? Кто будет вести эти уроки и не превратятся ли они в проповедничество? Будет ли на них обсуждаться вопрос: есть Бог или нет? Как уживутся на страницах нового учебника Библия и Коран, Тора и Буддийские священные писания? Споры об этом продолжаются в России уже не один год.
Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко (Источник: www.mosedu.ru)
«История религий — важнейшая составляющая часть истории любого государства, любого народа. Без понимания особенностей развития религии в той или иной стране невозможно изучать ее историю, культуру, литературу. Так что историю религий в школах изучать можно и нужно, причем как на факультативной основе, так и на правах важного обязательного раздела гуманитарного образования. Она может быть включена в програм-му предмета «История». Но нельзя путать историю религий с собственно религиозным обучением, осуществляемым представителями той или иной конфессии. Школа в нашей стране отделена от церкви, дети получают светское образование, поэтому в государственной школе обязательного религиозного обучения нет и быть не может.
Курс истории религий должны вести светские учителя, используя учебники, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки. Конечно, в этих учебниках необходимо четко соблюдать баланс между четырьмя основными религиозными конфессиями, представленными в России, — православием, мусульманством, иудаизмом и буддизмом. В то же время я не исключаю, что изучению истории православия придется уделять больше времени, нежели истории других религий. Ведь православие сыграло очень большую роль в становлении государственности и в развитии культуры нашей страны. Это исторический факт, который необходимо принимать во внимание при составлении учебных программ.
Еще один важный момент — недопустимость изучения истории религий с атеистических позиций. По сути, атеизм — это тоже своего рода религия. Точно так же, как нельзя преподавать историю религий с позиций той или иной конфессии, не следует представлять убеждения верующих как анекдот и досужий вымысел. В современном обществе никто не ставит перед школой задачу формировать религиозные убеждения ребенка или, напротив, воспитывать его в атеистическом духе. Школа должна представить детям максимально объективную картину развития религий, основываясь на документально подтвержденных исторических фактах. Конечно, история — не математика, и применять такой подход непросто, но это уже вопрос квалификации учителей и качества учебной литературы».
Школа – это место, где учат, где дают знания и навыки, пишет сайт forum.cprf.info. Такова социальная роль школы, и таково представление о школе и у родителей, и у детей, и у преподавателей. В школьной программе не может быть ничего «просто так». Ознакомление с религией в школе, соответственно, должно учить ребенка восприятию разных религий в контексте многогранной мировой культуры, искусства, связи человека с природой и со своей очень непростой историей. Создание такого курса религиоведения представляет собой сложнейшую задачу закладки фундамента для взаимопонимания людей с совершенно разными взглядами на жизнь. Человек с таким багажом знаний о религиях всегда сможет взглянуть на свою жизнь, на свои поступки и мотивы с разных сторон, в том числе – и с позиции любого другого человека, с которым сведет его судьба.
К сожалению, эта задача пока не решена. Школа не знает, как этому учить.
Анализ религии как социального, культурного феномена – задача науки, пишет www.religare.ru. Современная школа доводит до учеников в упрощенном виде научные знания, будь то знания по биологии, физике, химии, социологии или истории. Церковь пытается преподнести этот процесс как своего рода победу «атеистического мировоззрения», и касается это не только гуманитарных, но и естественных наук. Государство в лице своего главы пытается и угодить светской интеллигенции, и не поссориться с РПЦ, но в то же время, похоже, принимает как данность картину «идеологической борьбы», которую рисует Церковь.
Европейский опыт
Наиболее ярким примером светского государства считается Франция, сообщает www.zn.ua. Закон 1882 года запретил изучение религиозных дисциплин в государственных школах, и долгое время страна очень гордилась своей вековой принципиальностью. Однако массовые беспорядки, вспыхнувшие в прошлом году по поводу запрещения девочкам-мусульманкам ходить в школу в хиджабе, а также массовые бесчинства в бедных кварталах, парализовавшие Париж в этом году, заставили французское правительство задуматься над изменением своей позиции. В Турции же в школьную программу в обязательном порядке включены уроки истории и этики религии, причем основной упор делается не на распространении определенных религиозных верований, а на изучении и осмыслении роли различных религий в истории, культуре и повседневной жизни современного общества.
В Италии преподавание религиозных дисциплин в школе осуществляется светскими учителями, в отборе которых принимают участие духовные власти. Примечательно, что в этой преимущественно католической стране преподавание религии включает в себя также изучение положений и других конфессий. В Испании каждый школьник в возрасте от шести до 16 лет обязан еженедельно уделять полтора часа религиозному образованию. Причем он сам или его родители могут выбирать между конфессионным и неконфессионным обучением. В первом случае преподавателем является обычно духовное лицо, во втором — чаще всего учитель истории или литературы.
В Германии изучение религии в школе обязательно, преподают ее обычные учителя без участия духовных лиц, причем есть возможность выбора между изучением католицизма, православия, иудаизма или просто этики.
В Великобритании, Дании и Греции изучение религии (причем преимущественно официальной) также обязательно. Лишь в некоторых школах делается обзор и других существующих религий.