Напомним, в мае 2013 года координатор петербургских «Синих ведерок» Георгий Кокорин и лидер «Дорожного контроля» Алексей Новиков прокатились в Колпино посмотреть, как несут службу местные инспекторы ГИБДД. Обнаружили патрульный экипаж, который, как показалось активистам, был припаркован не по правилам, вступили со стражами порядка в дискуссию, после чего подверглись нападению со стороны неких гражданских лиц.
Когда на следующий день стало известно, что среди «случайных прохожих хулиганов» присутствовал действующий коллега инспекторов в звании лейтенанта полиции по фамилии Хребтов, а удары наносил бывший милиционер из того же Колпино, последовала показательная расправа.
После молниеносно проведенной служебной проверки начальником главка были уволены со своих должностей начальник отделения ГИБДД Андрей Щербаков, его заместитель Вячеслав Антошин, инспекторы Антон Михальченко и Павел Климентьев, которые несли службу и не предотвратили, а также лейтенант Хребтов, который, по мнению Кокорина, участвовал, а по мнению полиции, только присутствовал, но вел себя недостойно.
150 раз
В том же месяце на канале iforin в YouTube появился ролик «Дело Кокорина» – запись разговора Георгия Кокорина с тремя собеседниками. Разговор шел о колпинской поездке. Об Андрее Щербакове высказывались нелицеприятно. Щербаков, услышав, что он якобы лично присутствовал при избиении Кокорина, откупался от проверок руководства, рекламировал службу автоэвакуаторов, понял, что оскорблены его честь и достоинство. Не согласился подполковник и с тем, что является «хреном» и «дерьмом в погонах». В феврале последовал иск, поданный в Московский районный суд, с оценкой причиненного морального вреда в 150 тысяч рублей.
Первое заседание прошло 25 марта. Истец на него не явился, как установил суд, он не был должным образом извещен. «Фонтанка» предполагает, что Андрей Щербаков в любом случае не мог находиться в двух местах одновременно. В тот же час в Колпинском районном суде началось рассмотрение другого иска начальника ОГИБДД. Сумму в 150 тысяч рублей он требует взыскать с главы муниципального образования Колпино Вадима Иванова.
150 два
Причиной для этого иска являются письма за подписью главы МО, направленные в адрес министра внутренних дел и начальника петербургского главка. Текст совпадает, в своих обращениях к полицейским начальникам Вадим Иванов сообщает, что за то время, пока Щербаков руководил колпинской ГИБДД, аварийность на дорогах выросла, а значит, подполковник со своими обязанностями не справлялся. Эти документы вызвали недоумение у Щербакова.
Его адвокат Александр Федчун предоставил суду благодарственное письмо муниципального образования, полученное Щербаковым незадолго перед инцидентом. Муниципалы, отмечая снижение аварийности в районе, благодарили Щербакова за умелую организацию работы. В Колпино в суд не явился ответчик. Как объяснили «Фонтанке» в муниципальном совете, председатель на два дня уехал в командировку в Москву.
Общий счет – ничья
«Фонтанка.ру» подсчитала количество судебных дел, инициированных после колпинского инцидента. Получилось семь гражданских производств и одно уголовное.
Итого. Приказы об увольнении обжаловали все пятеро сотрудников ГИБДД.
Заявление Хребтова было оставлено без движения в связи с процессуальными нарушениями при его оформлении, исправлений не последовало. Хребтов борьбу прекратил.
Андрею Щербакову Смольнинский суд отказал, но апелляционная коллегия горсуда поправила первую инстанцию. Он восстановлен в должности и руководит колпинским ОГИБДД по сей день.
Вячеслав Антошин заключил с ГУ МВД мировое соглашение. Он не стал претендовать на продолжение службы, а главк исправил основание увольнения – отрицательные мотивы сменились почетным «по выслуге лет».
Павлу Климентьеву в восстановлении на службе отказано. Апелляционная жалоба принята к рассмотрению горсудом.
Жалоба Антона Михальченко рассматривается Смольнинским районным судом, решения пока нет. Занятно, что за его восстановление в органах МВД неожиданно высказался главный пострадавший Георгий Кокорин, который попросил суд удовлетворить жалобу полицейского, посчитав, что тот был «ещё лучшим из всей той компании».
Рассмотрение двух исков Андрея Щербакова о защите чести, достоинства и деловой репутации одновременно началось в Московском и Колпинском районных судах.
Уголовное дело в отношении Дмитрия Платонова, который, как считает следствие, наносил удары Георгию Кокорину, продолжает расследоваться.
Разорение безработного
Перспективы в результате борьбы за права автомобилистов лишиться 150 тысяч Георгия Коркорина не радуют.
«Также он требует с меня 150 тыс. руб. С меня, лично с меня! Зная, что я зарабатывал 28 тыс. руб. в месяц, работая водителем, и имеющего двоих детей! И он знает об этом, прекрасно знает!!! А в данный момент, я вообще безработный…» – отмечает он в своем ЖЖ.
Корреспондента «Фонтанки» автолюбитель-активист заверил, что приписываемые ему слова были сделаны в частной беседе и не могут быть поставлены в вину, так как не были рассчитаны на публичность: «Это была конфиденциальная беседа четырех людей, которые свободно обсуждали интересующие их проблемы. Кто и зачем опубликовал эту запись, надо разбираться, я этого не делал». И напоминает, что в Петербурге несколько сотен Щербаковых, и ему непонятно, почему именно Андрей Щербаков из Колпино принял обидные эпитеты на свой счет.
Адвокат Александр Федчун не согласен. «Это был формат «прямого эфира», заранее рассчитанный на максимально возможно широкий круг слушателей. Беседа анонсировалась. О том, что слова Кокорина обращены не только к собеседникам, но и ко всем пользователям Интернета, ясно из контекста. И мы докажем это в зале суда».
Опасный прецедент
Силу доказательств определит суд, но обе стороны помнят о прецеденте. В мае первым, кто по сделанной «Синими ведерками» видеозаписи опознал в гражданском мужчине инспектора ГИБДД Хребтова, был колпинский автомобилист Михаил Зажигалов, который вел с лейтенантом давнюю борьбу. Результаты противостояния, записанные на видео, Зажигалов и его супруга размещали на своих страницах в социальной сети, сопровождая комментариями.
Летом 2013 года уже уволенный к тому времени из полиции Хребтов попросил судебной защиты своей чести и достоинства. Суд согласился с бывшим лейтенантом, что его страдания, вызванные такими словами, как «мошенник», «взяточничество» и «подлог», должны быть возмещены, и обязал супругов Зажигаловых выплатить пострадавшему 75 тысяч рублей.