При этом мало кто из петербуржцев заполняет тележки в магазинах деликатесами — чаще всего берут самые традиционные и дешевые продукты. Но цена «среднего чека» меньше не становится.
Расходы только растут
Как сообщает «Комсомольская правда», статистика за 15 лет (с 1992-го по 2007-й) показывает, что на продукты питания у россиян уходило от 45 до 45,5 процента семейного бюджета. И за год, с июня 2008-го по июнь 2009-го, эти траты увеличились почти на пять процентов, то есть до 49,7 процента. При этом, как показывают опросы, наибольшим спросом пользуются товары низкой ценовой категории. То есть и деликатесы есть перестали, а денег на продукты тратим все равно много.
Кстати, такие траты эксперты объясняют тем, что большинство покупателей идут на поводу у рекламы. Вот отсюда и появляются в корзинах покупателей ненужные вещи и, к сожалению, не всегда хорошего качества. Ведь горожане уже давно ограничили себя в покупке не только различных деликатесов, но и отказывают себе в покупке достаточно обычного набора продуктов — мяса, рыбы, йогуртов.
Добавим, что наряду с возросшими тратами, тем не менее, доходы горожан снижаются. Так, в апреле по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились на 4,1%, а по итогам I квартала — на 15,2%, сообщает Петростат. Доходы начали падать в августе, максимальный спад произошел в ноябре и январе, 36,4% и 40% соответственно.
Лучше с колбасой, но без ботинок
Специалисты подсчитали, что основные накопления горожан, отложенные на «черный день», подходят к концу. От проверенных и дорогих марок одежды и обуви горожане переходят либо к более дешевым, либо вообще отказываются от покупки. Так, газета «Ведомости» сообщает, что 61% мужчин в Петербурге стали покупать обувь реже, 21% вообще — перешли на более дешевые марки обуви. Подобная ситуация наблюдается и в магазинах одежды, многие теперь предпочитают более дешевый гардероб. Впрочем понятно, именно на одежде и обуви горожане экономят в первую очередь. Что касается дорогих покупок, если они не были запланированы заблаговременно, то и они снизились.
Кстати, о переориентации покупательского спроса эксперты говорили ранее.
Худшее — впереди
Спад покупательского спроса еще впереди, полагают участники рынка. Предполагается, что кризис приведет к изменению покупательских предпочтений и смещению потребления от дорогих товаров в сторону более дешевых.
Эксперты считают, что если при дальнейшем снижении доходов населения произойдет дополнительное падение продаж импортных товаров длительного пользования (легковые автомобили, компьютеры, телевизоры, бытовая техника и т.п.), в том числе как способа сбережения средств, траты горожан значительно понизятся.