На днях Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат) сообщила, что цены на бензины вновь пошли вверх. Топливо начало дорожать по всей стране, в городе на Неве в среднем за сентябрь стали выше на 3,7%.
Как пишет «Комсомольская правда», в Петербурге 60 процентов АЗС принадлежат акулам топливного бизнеса. Они создают фирмы-дочки по оптовым продажам, перевозке, хранению, розничной реализации. Каждая берет небольшой процент за свои услуги. А вместе получается огромная накрутка, за которой стоит один владелец. Остальные АЗС — независимые — вынуждены закупать бензин у тех же компаний-гигантов и влиять на ценообразование не могут.
Петербургское управление Федеральной антимонопольной службы тоже пришло к выводу, что за высокую стоимость топлива нужно спрашивать с вертикально интегрированных компаний.
В теории дешевле
— Переговоры по определению формулы справедливой цены уже начались, — поясняет президент Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин. — Главное, мы не знаем, как формируются отпускные цены на топливо. Нефтяные компании вуалируют механизм ценообразования. По расчетам специалистов, с учетом расходов на добычу, транспортировку и хранение, бензин Аи-92 может стоить на АЗС 16 рублей. Нужно отделить крупных производителей от розничного бизнеса и весь объем выставлять на топливную биржу. Конкуренция повлечет снижение цен в рознице.
Впрочем, реальные цены на городских заправках значительно отличаются от тех цифр, о которых говорят специалисты.
Так, средняя стоимость бензина в Петербурге, по данным Росстата, составила:
— Аи-92 — 21,95 руб. за литр;
— Аи-95 — 24,04 руб. за литр;
— Дизельное топливо — 18,86 руб. за литр.
Дешеветь уже не будет
Акцизы на нефтепродукты в 2010 году могут увеличиться на 10% по сравнению с нынешним, 2009-м, сообщает РБК со ссылкой на источник в правительстве.
По мнению экспертов, повышение тарифов нефтяники сразу заложат в розничную стоимость бензина. Правда, подорожание топлива будет не слишком существенным, например, Аи-92, по прогнозам, вырастет в цене еще на 1-2%. В России цена бензина на 60% (по данным «Лукойла») состоит из налогов, однако в поисках новых источников пополнения бюджета власти решили еще больше увеличить налоговую составляющую.