Дойной коровой стали обычные чердаки и подвалы петербургских домов. Несмотря на закон, по которому всем этим имуществом владеют жильцы, власти до сих пор считают его своей собственностью. И с удовольствием сдают в аренду. Кому под мансарды, кому под магазинчик, пишет газета «Комсомольская правда».
Депутат Законодательного Собрания Петербурга Зоя Заушникова считает целесообразным разработать правовой акт, который позволил бы брать в доверительное управление чердачные и подвальные помещения не только управляющим компаниям, но и самоуправляющимся ТСЖ.
По словам Заушниковой, основная проблема состоит в том, что иногда в домах, которые обслуживает ТСЖ, нет доступа к коммуникациям. Речь идет о случаях, когда общедомовые коммуникации расположены в подвальных или чердачных помещениях, сданных городом в аренду. Как правило, временные постояльцы, сменив двери и замки, часто не допускают представителей ТСЖ в занятые помещения, не дают возможности контролировать состояние инженерных сооружений и устранять неполадки в случае аварии.
— Доходит до того, что жильцы не могут даже поменять трубы! — возмущается депутат. — Потому что для этого нужно идти в подвал, а подвал отдан постороннему человеку. И никого туда не пускают. К нам в комиссию по этому поводу поступило уже больше 9 тысяч жалоб.
Анализ действующей нормативно-правовой базы показал, что в 290-й статье Гражданского Кодекса РФ неконкретно определено понятие «общее имущество в многоквартирном доме», утверждает депутат.
По информации «БИА», до 1995 года городские власти были полноправными хозяевами подвальных и чердачных помещений. А с принятием Гражданского кодекса все общедомовое хозяйство приписали собственникам квартир. А значит, город не имеет права распоряжаться общим имуществом до тех пор, пока в доме проживает хотя бы один собственник.
Так, в статье 36 ЖК говорится о том, что «собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежат помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, в том числе межквартирые площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживание более одного помещения в данном доме, а также крыши».
Статья 290 Гражданского кодекса РФ также прописывает право собственников квартир в многоквартирном доме на обще долевую собственность общих помещений дома, несущих конструкций, санитарно-технического и иного оборудования за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Вместе с тем, как следует из статьи 1 того же ФЗ «О ТСЖ», к категории «общих помещений» относиться лишь такое, которое предназначено для обслуживания самостоятельных помещений в многоквартирном доме (опять же квартир, офисов, магазинов).
Другими словами, если подвальное помещение предназначено исключительно для размещения коммуникаций, электрики и сантехники и не может использоваться в интересах одного лица без причинения неудобств другим жильцам, то тогда подвал считается обслуживающим — общим.
В противном случае — чиновники вправе поступать с подвалом как захотят. Сама же регистрация прав на подвальные помещения осуществляется на основе данных государственного учета и технической инвентаризации объектов недвижимости, предоставляемых структурными подразделениями (ПИБами) государственного учреждения «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости (ГУ ГУИОН).
Единственный выход, который видят в этой ситуации парламентарии, — подавать на КУГИ в суд и отвоевывать свое имущество. Сами же депутаты, со своей стороны, готовят соответствующие поправки в Гражданский кодекс, которые надеются протолкнуть в Государственной думе.
Однако практика показывает, что суд оказывается в основном на стороне КУГИ. И, как говорит заместитель председателя КУГИ Алексей Чичканов, на судебных решениях во многом и основывается трактовки КУГИ понимания того, является ли подвал обслуживающим или «городским».
Не смотря на это, существуют прецеденты по трем подвалам в доме №30 по Кутузовской улице, Миллионной, 17 и Миллионной, 33. Там, после обращения в городскую прокуратуру договоры аренды по подвалам были расторгнуты.