Российские компании трансформируют систему мотивации сотрудников по причине дефицита квалифицированных кадров. В условиях острой нехватки специалистов бизнес перестраивает принципы, переходя от стандартных социальных льгот к персональным мерам поддержки, которые действительно важны для работников. Согласно данным сервиса Авито Работа, представленным на форуме «БИОТ-2025», в третьем квартале текущего года стала распространенной практика предоставления целевых льгот, чтобы привлечь и удержать ценных сотрудников.
Статистика платформы свидетельствует, что среди рабочих и линейных специалистов наиболее востребованным условием стала возможность обучиться новой профессии или повысить свою квалификацию за счет работодателя. За последний год количество вакансий, включающих такую опцию, возросло на две трети.
Для рабочих специальностей в третьем квартале 2025 года самым популярным преимуществом оказался доступ к образовательным программам, спрос на которые увеличился на 66 процентов в сравнении с аналогичным периодом 2024 года. Немного уступила ему компенсация транспортных расходов, которая показала рост в 63 процента.
Также популярны инициативы по вручению подарков детям работников в праздничные дни, упоминания о таковых в вакансиях участились на 57 процентов. Предложение бесплатной парковки для личного автомобиля стало встречаться на 49 процентов чаще, а доля объявлений с полной или частичной оплатой обедов выросла на 32 процента.
В области офисной работы акценты сместились в сторону максимально удобной и привлекательной обстановки, чтобы сделать пребывание в офисе комфортным и повысить ежедневную эффективность сотрудников.
В данном сегменте заметно увеличилось число предложений о возмещении затрат на питание: рекордный рост в 146 процентов относительно третьего квартала 2024 года. Существенно расширилось и предложение по предоставлению корпоративного транспорта до работы, которое стало встречаться на 59 процентов чаще.
Популярность современных и уютных зон для отдыха также показала существенный прирост в 57 процентов. Кроме этого, компании активнее стали предлагать компенсацию расходов на топливо для личного автомобиля (рост на 40 процентов), подключать расширенные программы медицинского страхования (рост на 38 процентов) и оплачивать парковочные места, что стало встречаться на 23 процента чаще.
По словам Романа Губанова, директора по развитию Авито Работы, организации пересматривают кадровую стратегию, уделяя одинаковое внимание как привлечению новых сотрудников, так и удержанию ключевых специалистов. Сегодня соискатель тщательно оценивает все преимущества и недостатки, рассматривая общий пакет условий, а не только уровень заработной платы.
Данные платформы прямо это подтверждают. Как отметил Роман Губанов, в третьем квартале пользователи на 31 процент активнее просматривали вакансии с программами обучения и на 21 процент чаще интересовались предложениями с оплатой проезда. Это указывает на новую тенденцию: дополнительные опции из приятного бонуса становятся решающим фактором.

