Страдать за UB40, суперуспешную бирмингемскую регги-команду, Али Кэмпбелл начал с семнадцати лет, когда во время празднования своего семнадцатого дня рождения в пабе будущий солист группы получил по лицу кружкой пива, пишет «Коммерсант». Целый месяц юный Али провел в больнице, перенес операцию по пересадке глазной ткани и наложение почти сотни швов на лицо. На компенсацию в 4 тысячи фунтов были приобретены инструменты, а саму группу назвали в честь пособия по безработице (Unemployment Benefit, Form 40), на которое к тому времени жили будущие музыканты. Через тридцать лет, после того как UB40 популяризовали регги и даб среди англичан и стали регулярно попадать в топы с синглами (реггей-каверы чужого материала) и целыми альбомами, господин Кэмпбелл принял решение уйти из группы: после турне 2008 года, закончившегося в Уганде, он направился на Ямайку для записи сольной пластинки. Свой уход вокалист мотивировал неразрешимыми и давними проблемами с менеджментом группы. На отношениях с братом Робином, гитаристом UB40, это, очевидно, сказалось мало. Робин Кэмпбелл в качестве приглашенной звезды поучаствовал в альбоме «Running Free», вместе с Кэти Мелуа и британскими R&B-звездами.
Противоречивой, как и отношения господина Кэмпбелла со своей бывшей группой, оказалась и рекламная кампания петербургского концерта. Догадаться по афишам, что певец выступает с проектом, имеющим лишь опосредованное касательство к UB40, можно было далеко не сразу. Тогда как сама группа, колесящая без вокалиста, заявляет о его отсутствии прямо и недвусмысленно. Тем не менее прием сработал, и партер «Октябрьского» был заполнен практически целиком, правда, среди публики лишь единичные персонажи выдавали своим ярким внешним видом истую любовь к музыке регги. Да и собственно регги, увлечение которым спровоцировала UB40 в восьмидесятых, было не так уж и много. Выход господина Кэмпбелла предваряло дабовое интро, создавшее теплую звуковую атмосферу в зале. Из семерых музыкантов особенно выделялась медно-духовая троица (саксофон, труба и тромбон) и барабанщик, чутко оттягивавший слабую долю. Сам Али Кэмпбелл начал петь еще за сценой — он вышел под заглавную вещь с сольного альбома, в чуть мешковатом сером костюме, крадучись и пританцовывая. В плоских обработках даже хитового материала особняком стоял вечнозеленый тенорок вокалиста — не такой звонкий и светлый, как в былые времена, но все еще крепкий и узнаваемый с первых нот. На его лице, словно приклеенная, держалась улыбка (в наших краях так улыбаются народные артисты на бенефисах). С момента появления певец словно спугнул музыкантов, нежившихся в ритмах и мелодике регги, и аранжировки начали дрейфовать все больше в сторону поп-соула. Никаких народных танцев в проходах не наблюдалось. А в какой-то момент один из зрителей не выдержал и сбежал из зала, предварительно показав в сторону сцены средний палец.
Али Кэмпбелл: «Рэгги нельзя слушать сидя» (Интервью газете «Коммерсант»)
— Вы помните свой прошлый визит в Россию в 1986 году?
— Еще бы не помнить. Мы дали шесть концертов Москве и шесть в Ленинграде, прожили в Советском Союзе около двух недель. Мой отец был коммунистом, мой дед тоже, и я ожидал чего-то воодушевляющего от этих гастролей, но здесь мы все испытали настоящий культурный шок. Приехали из солнечного Лос-Анджелеса, а тут грязные гостиницы, мрачные люди, ну, вы понимаете. Нам пришлось подраться с какими-то финнами. А на концертах… на первых-то сидели в основном какие-то партийные чиновники, а на следующих начала появляться молодежь — публике не давали танцевать. Тех, кто пытался вставать, охрана колотила дубинками. Нам приходилось останавливать выступления и требовать, чтобы милиция прекратила избивать людей и разрешила им плясать. А потом мы узнали, что в версии переводчицы наш ультиматум звучал так: «Пока вы не усядетесь, играть мы не начнем».
— Вообще-то, в БКЗ, где вы выступаете, танцевать тоже не разрешают.
— Как это? Неужели за 24 года здесь ничего не изменилось? Нам обещали, что публика сможет плясать в проходах между рядами. Но если что, мы опять остановим концерт. Рэгги нельзя слушать сидя. Мы будем танцевать.
— Вы играете рэгги почти 30 лет, только что дали концерт в лондонском ультрареспектабельном зале Royal Albert Hall. Возможно, организаторы концерта решили, что вы теперь играете музыку для среднего класса.
— Да ничего подобного. Рэгги — это музыка для рабочего класса. В любой своей разновидности — хоть корневое рэгги, хоть раста, хоть коммерческое — это все равно любовь, травка и грязные танцы. Со мной сейчас нет знаменитостей, которые выступали в Royal Albert Hall, уж очень трудно совместить концертные графики. Так что я привез типичный «тряси-задницей-рэгги-бэнд». Но, может, в следующем году мне удастся приехать в компании с Лемаром, Слаем Данбаром и Робби Шекспиром.
СПРАВКА: UB40 — самая успешная группа в истории музыки регги. Создана в 1978 году в Бирмингеме, первоначально выступала на разогреве у женского коллектива The Pretenders, пишет ru.wikipedia.org. Их первый же альбом 1980 года стал платиновым и достиг второго места в чартах. В 1983 г. покорили американских слушателей с кавер-версией классического хита «Red Red Wine», а десять лет спустя на протяжении семи недель занимали первое место Billboard Hot 100 c перепевкой баллады Элвиса Пресли «(I Can’t Help) Falling in Love with You». В общей сложности было реализовано более 55 миллионов их записей.