Об этоим сообщили создатели картины, передает РИА Новости.
Награда была учреждена в 1994 году в Нью-Йорке известными на западе деятелями культуры, супругами Марионой и Робертом Эйнбеками. Уже 14 лет подряд специальным призом отмечаются гуманистические проекты со всего мира. Среди победителей в разные годы были Стивен Спилберг («Список Шиндлера»), Шарль Азнавур («Colore Ma Vie»), Хилари Суонк («Свободные писатели»), Робин Уильямс («Умница Уилл Хантинг»), Эдвард Цвик («Кровавый бриллиант») и другие.
Победителей выбирает жюри, в состав которого, помимо известных кинодеятелей и музыкантов, входят послы ООН. В этом году официальная церемония объявления победителей пройдет в Лондоне. Вместе с Галиной Вишневской в номинацию «За лучшую роль» также вошли Анжелина Джоли и Ванесса Редгрейв. Результаты голосования станут известны 12 мая.
Фильм «Александра» повествует о сложных человеческих отношениях и в чем-то перекликается с предыдущими «элегиями» мастера («Отец и сын», «Мать и сын»), но эта история — давний замысел режиссера снять фильм с участием великой оперной певицы Галины Вишневской, пишет Newsru.com.
По сюжету, пожилая женщина Александра приезжает в военную часть навестить внука, офицера Российской Армии, служащего в Чечне. События этих двух дней — долгий ночной разговор с внуком, молодым офицером, как непростой путь навстречу друг к другу, случайная встреча с незнакомой местной женщиной, дающая потерянную было надежду, прогулка по «раненому» городу — глубоко тронут ее душу.
С Александром Сокуровым побеседовала обозреватель «Известий» Вита Рамм.
— «Александра» — не первый ваш фильм о войне, в 1995 году появилась документальная элегия «Духовные голоса». Вы полагаете, что противостояние войны и мира — основная проблема в жизни России?
— Посмотрите на нашу многовековую историю. Ведь Россия — страна, вечно воюющая. Народу постоянно внушалось, что всегда надо быть готовым к войне. Такое воспитание не проходит бесследно. Я сам сын военного, детство мое прошло в переездах. Хорошо помню, как мы жили в гарнизоне в Польше. Там по окрестностям еще не были убраны развалины, оставшиеся после бомбежек. И я никогда не забуду ощущение жути, которое исходило от этих руин. Потому в «Александре» для меня особенно важным было место съемок. Но не просто конкретное географическое название — Чечня, а земля, где только-только закончилась война.
— Стоило ли все-таки снимать в реальных условиях и подвергать опасности Галину Вишневскую и всю съемочную группу?
— Конечно, проще всего построить декорации разрушенных многоэтажек и лишь для монтажа подснять кавказские пейзажи. Но это было бы другое кино. Там, в Чечне, еще разлито чувство тревоги и печали. Там проходит граница между жизнью и смертью, и никакие декорации не способны это воспроизвести. Я благодарен продюсеру Андрею Сигле. Он приложил усилия к организации съемок, потому фильм и состоялся. Причем Андрей не только продюсер фильма, но и композитор. «Александра» — наша четвертая совместная работа после»Тельца», «Отца и сына» и «Солнца», в которой звучит его тонкая музыка. И я благодарен оркестру Мариинского театра и маэстро Валерию Гергиеву, что они нашли время записать музыку.
— В вашем фильме нет ни одного боевого эпизода. А ведь это так эффектно — когда в кадре взрывы, дым, пальба…
о: Вы говорите о беллетристике войны. Но «Александра» — не военный фильм. Он — о жизни в экстремальных условиях, которую люди уже воспринимают как норму.