Татьяне 48 лет. Красивая женщина, а в глазах – усталость от жизни. Познакомилась с мужем 20 лет назад.
Ей было 28 лет, разведена, с двухлетней дочкой. А тут на работе появился видный парень из Молдавии. Татьяне понравились его хозяйственность, деловитость. Поженились. Когда от завода дали квартиру, Татьяна прописала мужа к себе, пишет газета «Мой район».
«Первый год было нормально, — рассказывает она. — Потом я забеременела. Муж стал выпивать. Начались скандалы – ударит, а как протрезвеет — прощения просит. Потом стал бить уже и будучи трезвым – не так посмотрела, не то сказала.
Татьяна решилась на развод только после того, как муж чуть не убил ее подрастающую дочь Веронику. Сейчас той 22 года, она ушла из дома жить к молодому человеку.
За попытку удушения – 2500 рублей штрафа
Татьяна не помнит, сколько раз вызывала милицию. Иногда наряд просто не приезжает, а если и приедет, милиционеры начинают обвинять женщину – мол, сама виновата, мужа провоцируешь.
Один раз ей удалось возбудить уголовное дело. Муж начал душить сына Сашу в коридоре за какую-то провинность. Они тогда с ребенком убежали из дома, жили у подруги Татьяны.
На шее сына остались такие синяки, что милиция и суд уже не могли их игнорировать. Душегуба лишили родительских прав и оштрафовали на 2500 рублей.
Однако и развод, и этот суд ничего не изменили в жизни Горюновых. Бывший муж прописан в ее квартире, и уходить ему некуда. Да и у нее другого жилья нет.
Сын Саша давно понял, что защитить мать может только он сам. Недавно он купил биту, начал качать мышцы. Так и заявил матери: «Если он тебя тронет, я его убью».
Насилие — норма
Два года Татьяна Горюнова находится под патронажем кризисного центра «ИНГО», где ей помогают психологи. В центр ежегодно обращаются 1500-2000 женщин.
На «телефон доверия» для жертв насилия «Александра» ежедневно поступает два-три звонка от избитых женщин и детей.
Как рассказал Игорь Антонов, психолог-консультант службы, на днях позвонила девушка, которую прямо на улице сильно избил муж-милиционер. У нее пятимесячный ребенок, она лежит в больнице с сотрясением мозга и гематомами.
Большинству жертв, как правило, от 23 лет, есть дети. К психологам обращаются женщины разных слоев населения. Звонила супруга депутата ЗакСа, жены преподавателей университетов, бизнесменов.
Чаще других бьют жен пьющие мужчины, с военным прошлым – милиционеры, омоновцы, ветераны чеченской войны, Афганистана. Психологически им надо с кем-то воевать.
«Будущего драчуна женщины могут заметить еще до свадьбы – если он позволяет себе необоснованно толкнуть, ударить других людей», – отмечает Игорь.
В каждом районе на учете в РУВД стоят от 400 и больше семей, где насилие – норма. Как рассказал участковый милиционер Алексей Бычков, «каждый день я молюсь, чтобы кто-нибудь из моих подопечных не убил жену или мать».
Статистика
На учете в органах МВД России состоят 4 миллиона человек, совершавших насилие в семье. Из них 205 тысяч – дебоширы, люди с неустойчивой нервной системой, 400 тысяч – алкоголики, 40 тысяч – психически больные.
Соответственно, остальные 3 355 000 семейных истязателей – нормальные уважаемые люди.
Жертвами бытовых убийств в современной России в 70% случаев становились женщины.
Каждые 40 минут в России от последствий насилия в семье умирает одна женщина.
80% женщин хотя бы раз в своей жизни становились жертвой семейного насилия.
2000 женщин в год сводят счеты с жизнью, потому что не выдерживают побоев и оскорблений.
Почему так?
Одна из причин рукоприкладства мужчин – слабая позиция женщин. «Мы говорим жертвам, что есть три пути: или разорвать отношения и подать заявление на развод, или просто уехать, уйти от мужа, или терпеть».
Большинство женщин говорят одно и то же: «Не хочу, чтобы он меня бил, но жить с ним хочу», – говорит Игорь Антонов, год работающий на «телефоне доверия».
Даже вызвав милицию, женщины через два-три дня забирают заявление. Поэтому такой вид преступлений в правоохранительных органах особенно не любят – лишние хлопоты, а результата нет.
«Сейчас у нас расследуется дело о мужчине, который годами избивал престарелую мать, – рассказал Василий Шилин, заместитель прокурора Красногвардейского района. – Она боялась, жалела сына и даже в ходе допроса начала просить о снисхождении к нему».
Закона о насилии в семье нет
Другая причина безнаказанности – несовершенство законодательства. По сегодняшнему Уголовному кодексу насилие в семье проходит по трем статьям: 115-я – «Причинение легкого вреда здоровью», 116-я – «Нанесение побоев» и 119-я – «Угроза убийством».
По этим статьям обидчику грозят только условное наказание или штраф, если факты удастся доказать. Но часто разборки происходят без посторонних.
Наталья Ходырева, директор кризисного центра для женщин «ИНГО», считает, что необходим специальный закон о насилии. «В Европе и Америке, если женщина только заявит о побоях, мужчину принуждают покинуть жилище до разбирательства», – говорит она. Но пока властями такой законопроект даже не обсуждается.
В прокуратуре считают, что женщинам необходимо обращаться в милицию, а если там не хотят помочь – идти в прокуратуру, которая имеет право начинать проверку по заявлениям всех, кто наблюдает семейную трагедию со стороны.
Распускающий руки не получит реальный срок, но сам процесс дознания, в котором возможно заключение под стражу на месяц, будет серьезным уроком.
Куда обращаться:
– на «телефон доверия» службы социально-правовой помощи «Александра» 320-67-24 (на телефоне дежурят психологи и юристы – анонимно, бесплатно);
– в кризисный центр для женщин «ИНГО»: «телефон доверия» — 327-30-00, сайт www.crisiscenter.ru;
– в городской кризисный центр помощи женщинам: Московский проспект, 206, корпус 1, е-mail: shelter@ctinet.ru, телефоны: 373-47-69, 377-23-44.
Здесь есть возможность временного пребывания, но только в случае, если на руках у женщины будет заявление в милицию или справка о наличии травм от побоев из травмопункта.