Впервые выставлены фотографии Александра Китаева о событиях августа 1991 года (фото)

Найти человека, более далекого от политики, чем Александр Китаев, очень сложно, пишет «Коммерсант». Китаев — признанный мастер медитативной фотографии, дымок, фонарей, невских туманов, игры света и, в общем, аскетичной петербургской романтики. Фотографию он воспринимает исключительно как высокое искусство, себя — как художника и поэта. Поэтому если он взял камеру и пошел снимать уличный митинг — значит, действительно приперло так, что дальше некуда.

19 августа 1991 года случилось именно такое «приперло». Это была наша первая революция и первое восстание. На улицах стояло оцепление, ждали танков (впервые после 1945 года, в мирных городах), никто не понимал, что происходит, было страшно и совершенно невыносимо сидеть дома. Китаев с камерой вышел на улицу и пошел снимать, не очень даже понимая, что именно он ищет и что попадет в его кадр.

Сам он писал потом в дневнике: «…Поразмышляв, где люди могут встретиться, чтобы выразить свое несогласие, решил идти на площадь к Ленсовету. В том, что такие люди найдутся, я не сомневался. Уж в такие мрачные времена на митинги ходили, а теперь-то, подышав несколько лет почти свободой… Я не ошибся — у подъезда Ленсовета стояло человек сто с российским флагом. Я был, конечно, с фотоаппаратом. Сделал несколько снимков издали, а когда вошел в ряды митингующих, фотоаппарат спрятал — ведь приказом военного коменданта митинги запрещены. Спрятал потому, что боялся. Боялся, что милиционеры отнимут и засветят пленку, а мне хотелось сохранить отснятое. Боялся снимать митингующих вопреки запрету людей, потому что по моим кадрам их потом смогут отыскать и казнить. В общем, страх перед репрессивным государством зашит в наши гены, мы спинным мозгом чувствуем — знаем! — как могут развиваться события…»

В серии «Три дня в августе 1991-го» 50 фотографий, к которым Китаев добавил подписи-свидетельства. До сегодняшнего дня фотограф их не выставлял и не публиковал. В них, понятное дело, нет ничего китаевского — ни парадоксальных ракурсов, ни эстетского освещения, ни прочих художественных изысков. Это прямой и довольно бесхитростный репортаж.

Вот утопающая в зелени старых деревьев Большая Морская улица в центре города, вся из классицистических дворцов и особняков. Улица перегорожена лежащим на боку строительным вагоном-бытовкой, на фоне вздыбленного днища которого стоит одинокий милиционер. Вот на Дворцовой площади люди с флагами обступили Александрийскую колонну, кто-то уже забрался на ее цоколь. Вот крупным планом — десяток хмурых людей, вытянув шеи, склоняются к портативному радиоприемнику. Китаев снимал на улицах все три дня, которые шел путч, и его 50 снимков — это документы не только событий, но и эмоций. На них и первый ужас, и недоумение, и решимость, и облегчение в финале, и ощущение, что прямо сейчас над головами всех, кто попал в кадр, со скрипом поворачивается колесо истории, и понимание, что это колесо запросто может, опять же прямо сейчас, всех собравшихся раздавить к черту. Художник в Китаеве на эти три дня умер, остался только свидетель истории.

Истории, заметим, оказавшейся впоследствии ненужной. Сегодня даже те, кто сам выходил в 1991-м на улицы и стал героем какого-нибудь китаевского кадра, с трудом вспоминают, что это за август такой и что за годовщина. Дети, рожденные в дни путча, только что стали студентами и с облегчением забыли даты из учебника новейшей истории. Страна прописала сама себе заказ на аполитичность, упоенно стерла историческую память и отправилась копать огороды, брать кредиты и летать в Турцию и Египет, политика стала коммерческим предприятием узкого круга лиц, и случись что с этими лицами — вряд ли толпы ринутся за них на улицу. Выставка открылась в почти пустом зале. Музей политической истории посещает пара сотен человек в месяц.

Куратор выставки Солмаз Гусейнова:

«В наши дни у многих выработался иммунитет против проявлений гражданской позиции и даже аллергия на обсуждение политических пристрастий или прогнозов. Три дня, рубежные, во многом определившие наше настоящее, уже ушли в прошлое, в историю, перекочевали из хроники в учебники. Научились ли мы извлекать уроки?»

ФОТОРЕПОРТАЖ С ВЫСТАВКИ

Александр Китаев


  

Фото Дмитрия Кириллова

Адрес: ул. Куйбышева д. 2-4.
Музей работает ежедневно с 10:00 до 18:00 часов.
Касса музея работает до 17:00.
Выходной день — четверг.
Каждый последний понедельник месяца — санитарный день.
Проезд: до ст. метро «Горьковская», далее пешком — 7 минут.

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Когда дадут отопление в 2024 году: начало отопительного сезона в Петербурге

Когда дадут отопление в 2024 году: начало отопительного сезона в ПетербургеНовости
С приближением холодов жители Петербурга ждут начала отопительного сезона. График включения системы отопления Когда власти…

Дом реставратора открыли в особняке XIX века на Литейном проспекте

Дом реставратора открыли в особняке XIX века на Литейном проспектеКультура
В Петербурге состоялось торжественное открытие «Дома реставратора», расположенного в историческом здании Дома Пашкова на Литейном…

Наталья Андрейченко два раза перенесла клиническую смерть

Наталья Андрейченко два раза перенесла клиническую смертьВне СПб
В мир большого кинематографа актриса Наталья Андрейченко попала за счет  «Сибириады» Андрея Кончаловского. Но жизнь…

Из реки Карповки в Петербурге достали труп

Из реки Карповки в Петербурге достали трупПроисшествия
В Петроградском районе Петербурга в реке Карповке обнаружили труп, сообщил корреспондент Gazeta.SPb.     На…

Книгу греческого мыслителя пытались вынести из петербургской библиотеки

Книгу греческого мыслителя пытались вынести из петербургской библиотекиНовости
Сотрудники Росгвардии в центре Петербурга задержали 24-летнего мужчину, который попытался похитить научное издание из главного…

Жителям Петербурга рассказали о ходе работ на новой линии метро

Жителям Петербурга рассказали о ходе работ на новой линии метроТранспорт
Стало известно, как проходить возведение новой Красносельско-Калининской ветки метрополитена. Об этом рассказал Telegram-канал «Подземник». По…