В основном конкурсе отчетливо выделяются два блока. Самый интригующий — игровые дебюты режиссеров-документалистов, сообщает «Коммерсант». Это вообще тенденция последних лет — переход от документалистики к fiction. Достаточно вспомнить Марину Разбежкину с «Временем жатвы» или Игоря Волошина с «Нирваной».
Таких перебежчиков в выборгской программе четверо. Сергей Говорухин, бывший фронтовой корреспондент, прославившийся фильмом о чеченской войне «Прокляты и забыты», представит фильм «Никто, кроме нас», поставленный по его собственной прозе. Лирическая история, один из героев которой также отмечен опытом постсоветских войн. На сей раз речь идет о гражданской войне в Таджикистане начала 1990-х годов, в которой, что не слишком афишировалось, участвовали российские военные. В фильме другого экс-документалиста Галины Евтушенко «Новые времена, или Биржа недвижимости» действие разворачивается на не менее драматичном фоне событий августовского путча 1991 года.
Зато Ольга Дарфи в «Калейдоскопе», кажется, постаралась максимально дистанцироваться от социальной или исторической реальности. Это кино о кино, что со времен «8 1/2» (1962) Федерико Феллини, как правило, означает кино о том, как у героя никак не получается снять кино. В данном случае речь идет о пресыщенном клипмейкере, который, вдохновившись примером Райнера Вернера Фассбиндера, замахивается на фильм с большой буквы. Но, не в силах справиться с реальностью, переживает распад и окружающего мира, и собственного сознания.
«Придел ангела» еще одного бывшего документалиста Николая Дрейдена некоторые заранее сравнивают с «Островом» Павла Лунгина. Во всяком случае, очевидно хотя бы по сюжету, что «Придел» вписывается в рамки нового православного кино. Пламенный большевик проникает в 1924 году в Валаамский монастырь с целью убить финского диктатора Маннергейма, якобы имевшего обыкновение доверительно общаться с монахами. И переживает нравственный перелом — а Маннергейм остается жив.
Вторая группа фильмов, от которой сюрпризов ждать не приходится, сделана теми, кто выбрал для себя территорию коммерческого, или «народного» кино. Светлана Дружинина продолжает хроники дворцовых переворотов XVIII века фильмом «Виват, Анна!», как легко догадаться, о приходе к власти Анны Иоанновны. Станислав Говорухин экранизировал повесть писателя-мариниста XIX века Константина Станюковича «Пассажирка» о женщине, вопреки морским традициям оказавшейся на борту судна, которое пересекает Тихий океан. Филипп Янковский на главную роль в «Каменной башке» пригласил фактурного Николая Валуева. Забавно, но в отечественном кино боксер становится героем, если теряет какую-нибудь важнейшую функцию организма: в «Бое с тенью» — зрение, в «Каменной башке» — память. В «Мираже» Тиграна Кеосаяна оказавшиеся в аравийской пустыне россияне сражаются с полчищами террористов и гангстеров.
Особняком стоят «Вареники с вишней» Александра Хвана, считавшегося в начале 1990-х годов одной из надежд отечественного кино, — не то чтобы очень неровного, но какого-то бесхозного режиссера, способного и на лучшее, и на худшее. Самые интересные его фильмы, прежде всего «Дюба-дюба» (1992) — о безумной в буквальном смысле слова любви. В его новом фильме безумна любовь материнская. Героиня Ларисы Удовиченко, поставленная на счетчик после того, как она сбила бандита, идет на панель: если не соберет денег, лишится дочери.
Курьезом фестиваля может стать «Иллюзия страха» Александра Кириенко, экранизация романа бывшего начальника службы безопасности Украины и одного из лидеров Блока Юлии Тимошенко Александра Турчинова. Знакомая ему не понаслышке фактура — криминально-коммерческие разводки — периодически растворяется в кошмарах, вдохновленных картинами Иеронима Босха. Нужна безусловная режиссерская смелость, чтобы замахнуться на художника, обращение к мотивам которого считается приметой не лучшего кинематографического вкуса 1960-1970-х годов.
Девиз этого кинофестиваля уже несколько лет формулируется так: «Российское кино — прогноз на завтра», пишет Газета.gzt.ru. Ближайшее завтра нашего кино — это осенний сезон. Поэтому Выборг извлекает выгоды из предосеннего положения. По сути фестиваль является подкидной доской для фильмов, которые через несколько месяцев выйдут в прокат с надеждой хоть что-то в этом прокате собрать.
Фильм, внимание которому обеспечено почти на сто процентов: «Владимир Высоцкий и Марина Влади». Кроме того, предусмотрен спецпоказ документального фильма Валерия Харченко «Бродский. Довлатов. Свобода последнего слова». Специальный показ будет также организован для «Рио-риты» Петра Тодоровского, «Чужих» Юрия Грымова, «Вальса на прощание» Каринэ Фолиянц.
18 новых мультфильмов — такова третья конкурсная секция «Окна в Европу». Мария Муат, Алексей Демин, Сергей Айнутдинов — эти имена достаточно говорят тем, кому отечественная анимация не чужая родня.
Кинофестиваль продлится до 15 августа, пишет «Московский комсомолец».
Фестиваль «Окно в Европу» начал свою деятельность в 1993 году, когда известные отечественные кинорежиссеры Савва Кулиш, Марлен Хуциев, композитор Микаэл Таривердиев, режиссер-документалист Владимир Коновалов и продюсеры Геворг Нерсисян и Андрей Симонов решили собрать в приграничном городе Выборге всех, кто в это трудное время снимает кино и рискует его прокатывать.