Профессор Ереванской консерватории, обладатель целой коллекции премий, включая «Золотой глобус» и Золотую медаль ЮНЕСКО, автор саундтреков к десятку фильмов, в том числе «Гладиатор» и «Код да Винчи», Дживан Гаспарян влюбил в подвижный и чувствительный тембр дудука миллионы меломанов разных стран и континентов. Этот инструмент звучит как голос предков — настолько древних, что их культура еще не разделилась на племенные и национальные, будучи единой и корневой — прачеловеческой, пишет «Коммерсант».
Наверное, поэтому дудук господина Гаспаряна — желанный гость на съемках фильмов о древности, независимо от того, какой именно. Он виртуозно владеет инструментом, и в данном случае это не означает скорость и блеск. Дыхание, чувствительность подушечек пальцев, прикасающихся к отверстиям в инструменте — это и есть техника живой, пульсирующей акустическими оттенками игры Дживана Гаспаряна. Плюс органика армянской фольклорной культуры, не проводником, а частью которой является этот исполнитель.
Фото: sestra_pushkin
В первом отделении игра Дживана Гаспаряна и троих его коллег на дудуках разной высоты строев производила действительно магнетическое впечатление. Кое-что, правда, насторожило. Во-первых, неуместно-гламурное оформление сцены, освещенное едкими переливающимися цветами «вырви-глаз» и их дикими сочетаниями.
А во-вторых, совсем не естественная для живого фольклорного музицирования субординация: господин Гаспарян занимал что-то вроде трона на подсвеченном изнутри подиуме, а его «свита» (именно таковыми смотрелись остальные музыканты) расположилась вокруг, в ногах. Это сказалось и на характере ансамблевой игры: в ней различались роли солиста и аккомпаниаторов, что вовсе не органично для стихии народной музыки, где не бывает звезд и статистов.
Фото: sestra_pushkin
Во втором отделении на сцену вышел Борис Гребенщиков с гитарой, заявленный как «специальный гость». Он спел две песни про слезы и небо, после чего поздравил именинника, назвав его «живым» и «настоящим». И так уж вышло, что эти слова закруглили все живое и настоящее на этом концерте. Потому что сразу после БГ на сцену вышли люди с электрогитарой и синтезаторами «Roland», приступив к шансонному полосканию нотами на трех «блатных» аккордах под ум-ца-ум-ца ритмбокса.
После этого Дживан Гаспарян сорвал аплодисменты словами «А сейчас кусочек из Гладиатор фильм». Этот кусочек, как и еще один — из «Последнего искушения Христа» — прозвучал в очень несуразной электронной обработке. Невыносимый дуэт волшебного звука дудука и пищания поддельных «струнных» на синтезаторе травмировал слух. Увы, далее все покатилось по именно этой колее: командовали теперь люди с гитарой и синтезаторами, а дудук лишь расцвечивал их кабацкий задор.
Фото: sestra_pushkin
Культура world music, эксплуатирующая в век тиража и опта понятия «самобытное» и «исконное», заражена теперь тем самым вирусом, которому она когда-то взялась противостоять. Разнообразные перуанские бабушки, тибетские монахи и африканские пигмеи, которых звукозаписывающие лэйблы вытаскивают из их естественной среды обитания, быстро адаптируются к стилистике «прогрессива» — такого же коммерческого проекта, как все остальные сорта поп-музыки. К сожалению, после концерта в «Октябрьском» сложилось впечатление, что та же фабрика звезд приручила петь под свою дудку и дудук Дживана Гаспаряна.
Комментарии
Были на Дживане Гаспаряне. Первая часть концерта — потрясающе! Пять дудукистов — Дживан во главе. У меня сразу слезы потекли. Причем мне не было грустно или горько, или еще что-то в этом роде, просто… как чистка. Настолько прекрасно звучал дудук, что …ну, невозможно, всю душу вытягивал. Такое состояние полусна, вне времени. Сколько они так играли?
А потом пришел синт и электро-гитара и все…сразу планка понизилась, хотя гитарист отменный был. Все таки электрические инструменты это совсем другое. Начали играть мелодии из «Гладиатора», «Страстей Христовых»…пипл сразу ожил))
Дживан — чудесный, обнимал весь зал, я чувствовала тепло, которое он отдавал нам. И пел он так душевно, голос, как дудук! 80 лет человеку, он прекрасен…
sestra_pushkin:
Великий и ужасный Дживан Гаспарян оказался необычайно милым седовласым дядечкой с белоснежным пузом и саксофонистскими щёчками. Дудук, конечно, чарующ и необычаен, но, слушая долгое время исключительно его, начинаешь понимать, что всё-таки не тянет он на солирующий инструмент. Луч меланхолии, исправно испускающийся на нас Гаспаряном, оказался настолько пронзителен, что даже как-то взгрустнулось.
А также появились персонажи типа-гитарист, типа-барабанщик и вполне себе заурядный клавишник.
И типа-барабанщик скушал мой мозг. Не удивлюсь, если, лупя в свой барабан, он вызвал пару десятков духов. Он лупил о нему руками с такой скоростью, что становился похож на вентилятор. По-моему, этот человек гениален.
А про музыку Гаспаряна ничего нового я вам не сообщу. Её же слушать надо… Но вы можете поверить мне на слово и полюбить её. А лучше найти и послушать. Скажу только, что звучание дудука – это всё-таки волшебно и велико.
Я хочу дудук! Мне мало рекордера. В дудуке на целую дырочку больше.