26-летний бразильский нападающий «Зенита» рассказал «Спорт-Экспрессу» о том, как он устроился в Санкт-Петербурге, с кем дружит в команде и чего ждет от сегодняшнего матча с «Анжи»
— Начну с наивного вопроса: что бразилец из экзотического для нас штата Параиба делает за тысячи километров от дома в заснеженной в эти дни России?
— То, что люблю больше всего на свете, — играю в футбол. Когда «Зенит» сделал мне предложение, долго не раздумывал, хотя прекрасно понимал, что мне предстоит начать абсолютно новый этап в карьере. Надеюсь, он будет успешным и принесет мне много счастливых мгновений.
— Вы уже привыкли к новой жизни за те три месяца, что живете у нас в стране?
— Осваиваюсь потихоньку. Но должен признать, что здесь все по-другому, не так, как в Японии и Португалии, где я выступал прежде. И тем более не так, как в Бразилии. Что и говорить — холодновато у вас, но я не жалуюсь, привыкаю. В общем, не вижу особых проблем ни в быту, ни в чем-то другом.
— Чем занимаетесь в свободное время? К примеру, после матча с «Миланом» тренеры дали команде выходной — как его провели?
— Ну, это особый случай. Обратно мы летели ночью, так что домой я приехал только к девяти утра. Завалился спать, а когда проснулся, был рад уделить время семье.
Халк и Аксель Витцель на тренировке на базе в Удельной
— Ваша семья переехала в Санкт-Петербург?
— Да, детишки ходят в школу, учат русский и английский. Я люблю с ними повозиться после занятий.
— Кто именно приехал с вами?
— Два сына — Ян и Тиагу, жена Ира, а также мой отец.
— Любопытно, что вы делаете, когда собираетесь вместе?
— Свободного времени у меня не так много. Постоянно тренировки, игры, разъезды. Да и дома нужно все время помнить о том, что я нужен «Зениту» полным сил.
— Можно ли сказать, что вы уже знаете Санкт-Петербург?
— Нет, конечно. Повторяю, пока я сосредоточен в основном на жизни команды, делаю все возможное, чтобы лучше подготовиться к матчам «Зенита». Но думаю, дело скоро дойдет и до городских достопримечательностей.
— А вообще вас интересуют история, культура, традиции тех стран, где вы выступаете?
— Безусловно. Особенно если это касается такого великого государства, как Россия. Санкт-Петербург знают во всем мире, и было бы неразумно с моей стороны не воспользоваться пребыванием в этом городе. Будет на улице потеплее — начну знакомиться с ним плотнее.
Халк познакомился еще не со всеми достопримечательностями Петербурга. Но некоторые уже видел
САМАЯ ЦЕННАЯ ФУТБОЛКА
— Перейдем к футболу. После матча в Лиге чемпионов с «Миланом» вы обменялись майками с нападающим итальянской команды Робинью. Почему именно с ним?
— Мы хорошо знакомы по сборной Бразилии. Он отличный футболист и прекрасный парень. Когда меня впервые вызвали в национальную команду, Робинью здорово помог. И это при том, что я был новичком, а он уже звездой, признанной во всем мире.
— Вы коллекционируете подаренные вам футболки?
— Да. Мне кажется, когда-нибудь, через много-много лет, будет приятно перебирать все эти майки, вспоминая ребят, с которыми или против которых я в свое время играл. Ведь это наверняка будут лучшие годы моей жизни.
— У вас богатая коллекция?
— Очень. Почти после каждого матча кто-то из игроков предлагает мне поменяться футболками — будь то в клубе или в сборной. И я с радостью иду им навстречу.
— Назовите фамилии хотя бы нескольких футболистов, чьи футболки хранятся у вас дома…
— О, их так много! Причем среди этих людей немало моих друзей. К примеру, Криштиану Роналду. Впрочем, есть и майки не очень известных игроков, но они мне от этого не менее дороги.
— Какая футболка для вас самая ценная?
— Та, в которой я впервые вышел на поле в составе сборной Бразилии. Она нравится больше всего не только мне — моим сынишкам тоже.
— Какой номер на ней?
— Двадцатый.
— А футболки российских игроков в вашей коллекции тоже есть?
— Да — с недавних пор. Повторюсь, предложений обменяться хватает чуть ли не после каждой игры. Только не спрашивайте меня, чьи это майки! Читать по-русски я еще не научился, а в лицо знаю немногих ваших футболистов. Да и те в большинстве своем играют за «Зенит» (смеется).
— Какая еще футболка могла бы украсить вашу коллекцию, если говорить об игроках прошлого?
— Роналдо. Только не Криштиану, а того, кого называли Феноменом. Я обожаю его и как футболиста, и как человека.
— В матче с «Миланом» вас заменили под занавес встречи, на 80-й минуте. Стоило ли копья ломать, протестуя против решения тренера, которое со стороны вполне могло показаться логичным?
— Я отношусь к той категории игроков, которые живут футболом и не мыслят себя вне поля. Люблю не только играть, но и тренироваться, каждый день стараюсь научиться чему-то новому. И, заметьте, играю и тренируюсь не столько ради себя, сколько ради команды, своих партнеров.
Халк в матче с «Миланом»
Мне кажется, желание играть до финального свистка вполне естественно для футболиста. В то же время прекрасно понимаю, что тренер имеет право на замену. Он воспользовался этим правом, а мне стало очень обидно, что я не мог больше помочь своим товарищам по «Зениту» в этой важнейшей игре, и в тот момент я погорячился.
— Вы в первый раз так эмоционально отреагировали на замену?
— Однажды подобное со мной уже случалось. Мы с тренером обговорили все в перерыве в раздевалке, и вопрос был исчерпан. Не надо делать из мухи слона.
— Не жалеете, что отреагировали на замену именно в такой манере, а потом еще дали откровенную оценку этому эпизоду в смешанной зоне «Сан-Сиро»?
— Повторяю, моя реакция была не преднамеренной, а спонтанной, потому что больше всего на свете я люблю играть в футбол, делать все возможное, чтобы моя команда выигрывала. Если повел себя неправильно, готов попросить прощения у своих одноклубников.
Я перешел в «Зенит», чтобы играть и выигрывать, а не для того, чтобы отбывать номер, прогуливаться по красивому городу или зарабатывать много денег.
Приехал в Санкт-Петербург, чтобы завоевать с «Зенитом» новые титулы. И, как мне кажется, пытаюсь приложить для этого все усилия. Да, мы не лучшим образом выступили в Лиге чемпионов, зато в последнем туре добились права играть в Лиге Европы. Разве это не достижение?!
— Как относитесь к своему нынешнему «мистеру» Лучано Спаллетти? Могли бы сравнить его, скажем, с Андре Виллаш-Боашем, который тренировал вас в «Порту»?
— Не могу сказать, что мы уже хорошо знаем друг друга, потому что работаем вместе относительно недавно. Но это не проблема: у нас одна и та же цель — чтобы «Зенит» стал сильнее.
— Как вы общаетесь со Спаллетти? Вы понимаете по-итальянски?
— Нет, у тренера есть переводчик.
— А с российскими игроками?
— На языке футбола (улыбается). Он ведь действительно международный! Поверьте, это не очень-то и трудно. Уж если мне удавалось найти общий язык на поле в Японии, когда я был совсем юным, то сделать это теперь намного легче.
ДАННИ — ХОРОШИЙ КАПИТАН
— С кем в «Зените» вы наиболее дружны?
— У меня со всеми хорошие отношения. А проще всего общаться, само собой, с теми, кто говорит по-португальски — Данни, Бруну Алвешем, Витселем. Люблю поболтать и с Кришито — на смеси итальянского, испанского и португальского. Впрочем, в общении с русскими у меня тоже нет проблем.
Португалоговорящая диаспора «Зенита» (слева направо): Бруно Алвеш, Халк, Данни, Аксель Витцель
— Вы с одноклубниками встречаетесь в неформальной обстановке?
— Да, время от времени ходим вместе в ресторан. Не могу сказать, что набирается большая компания, но человек пять-шесть бывает точно. Просто у всех свои друзья, семьи, а на остальное времени не хватает.
— Вам важно, кто в команде капитан?
— В принципе нет. Важно другое — стремление каждого помочь друг другу на поле и за его пределами. Мне кажется, в «Зените» с этим проблем нет, по крайней мере в последних матчах их не было.
— Данни — хороший капитан?
— Несомненно. Он классный игрок и замечательный человек. Данни говорит по-русски, обладает лидерскими качествами, умеет объединить коллектив.
— Вам доводилось носить капитанскую повязку?
— Да, я «капитанил» в «Порту», старался оправдать доверие руководства команды.
— Кто, по-вашему, идеальный капитан?
— Мне кажется, на эту роль лучше всего подходит Кафу, бывший капитан сборной Бразилии. Абсолютно все игроки и тренеры относились к нему с огромным уважением.
— А кто, с вашей точки зрения, верховодит в нынешнем «Зените»?
— Если вы имеете в виду игроков, то никто. Для этого есть хозяин клуба, его президент. Во всяком случае, мне так представляется.
— Многие считают, что обстановка в «Зените» сейчас далека от оптимальной. Вы разделяете это мнение?
— Проблемы, шероховатости в отношениях бывают в каждой команде. Главное, чтобы они не мешали в игре. Слава богу, в «Зените» такие вопросы решают вовремя, не дают нарыву вскрыться.
— Тренировки в «Зените» похожи на те, что у вас были в прежних командах, в частности, в «Порту»?
— Не сказал бы. Причем это касается и физической подготовки, и тактической. В конце концов, у каждого тренера свое видение футбола. Но к новым требованиям нетрудно привыкнуть. Было бы желание! А его у меня хватает.
— Кто, по-вашему, самый способный, самый техничный футболист в «Зените»?
— Одного и не назовешь… Данни умеет обращаться с мячом, как мало кто еще. Причем у него прекрасный дриблинг на скорости. Очень техничен Витсель. Хорош в этом плане и Широков. Ко всему прочему все они здорово продвигают игру вперед. В общем, с техникой у зенитовцев полный порядок.
— А кто самый умный?
— Таких тоже немало. Иначе «Зенит» не играл бы в умный футбол.
— Кто в команде является олицетворением русского игрока?
— По мышлению? Манере игры?
— Да.
— Наверное, с ходу не отвечу. Я провел в «Зените» и России не так много времени, чтобы ответить на такой непростой вопрос. Мне кажется, все русские чем-то похожи друг на друга.
У «ЗЕНИТА» СУПЕРТОРСИДА!
— Как оцениваете выступление «Зенита» в Лиге чемпионов?
— Мы начали европейскую кампанию очень плохо, потом стали наверстывать упущенное, но было уже поздно. Если бы на протяжении всего группового турнира играли так же дружно и самоотверженно, с такой же волей к победе, как в последних матчах, то обязательно пробились бы в плей-офф.
— Вы уже выигрывали Лигу Европы с «Порту». Как думаете, «Зениту» по силам подняться на вершину в этом турнире?
— Без сомнений! У нас всё для этого есть, во всяком случае, квалифицированные футболисты — точно. Если объединимся, сплотимся, нас будет не остановить.
— С кем из соперников вы предпочли бы встретиться в следующем раунде?
— Это не имеет особого значения. Повторяю, в этом розыгрыше «Зенит» вполне способен дойти до финала, а потом победить и в нем.
— Скажите честно: хотелось бы, чтобы при жеребьевке вам досталась «Бенфика», которую вы прекрасно знаете по чемпионату Португалии?
— Очень! Уж кому-кому, а ей забивать особенно приятно (смеется)! Понятно, что «Бенфика» — серьезный соперник, у нее очень умелые футболисты, красивый, комфортный стадион, современная инфраструктура, целая армия болельщиков, но нам по силам ее превзойти. В общем, это было бы мощное противостояние — «Зенит» — «Бенфика». Лично я желал бы такого жребия.
— Я вам тоже его желаю. Ну а если сравнить чемпионаты России и Португалии, какому из них вы отдали бы предпочтение?
— Российский, пожалуй, будет посильнее. На медали в нем претендуют семь-восемь команд, конкуренция очень высока, с каждым годом в Россию приезжает все больше именитых легионеров. Да и в Европе российские клубы все громче заявляют о себе.
— Что больше всего мешает хорошему футболу в нашей стране?
— Поля у вас не лучшего качества, особенно для тех, кто, как и я, приехал из южных стран. Но к этому, как и к холоду, можно привыкнуть.
На автограф-сессию Халка и Витселя в одном из ТЦ пришлось вызывать полицию.
— Считаете ли вы справедливым, что недавний матч «Динамо» — «Зенит» был остановлен из-за того, что кто-то из фанатов бросил петарду во вратаря хозяев?
— Не мне судить, но, по-моему, это было не лучшее решение в той ситуации. Возможно, стоило перенести встречу на другой день, чтобы дать командам возможность доиграть оставшиеся до финального свистка минуты. Мне кажется, это было бы честнее, чем отнимать у «Зенита» три очка в качестве технического поражения.
— Можете представить себе подобную ситуацию в Бразилии или Португалии?
— С трудом. Лично я столкнулся с этим впервые в карьере.
— А какие чувства испытали в ходе матча «Зенит» — ЦСКА, который прошел без зрителей?
— Подобного опыта у меня в жизни тоже не было. Это оказалось тем более странным, что стадион «Зенита» почти всегда заполняется до отказа, наша торсида болеет громко, мощно. В общем, было обидно за наших истинных поклонников, которые явно не заслужили такого наказания. К сожалению, нам предстоит провести еще один домашний матч при пустых трибунах — ближайший с «Анжи».
— Как вам вообще зенитовская торсида?
— Супер! Она фанатично верит в нашу команду, горячо поддерживает ее от первой до последней минуты. И мы, игроки, чувствуем эту энергию на поле. Меня такое боление заводит. Думаю, и остальных тоже.
— Кто ваш самый преданный болельщик?
— Моя семья — дети, жена, отец. Они молятся о том, чтобы травмы обходили меня стороной и чтобы моя команда всегда выигрывала.
С «АНЖИ» ЛЕГКО НЕ БУДЕТ
— В ближайшем матче «Зенит» встретится с «Анжи». Что вы знаете об этом клубе?
— Эта команда борется за чемпионство, является нашим прямым конкурентом, в ней собраны классные футболисты, а потому нам будет очень нелегко. Тем более что играть придется опять без зрителей. Как бы то ни было, это последний матч года — и от его исхода во многом будет зависеть, с каким настроением мы уйдем в отпуск.
— «Анжи» в России и за ее пределами нередко называют «командой миллионеров», ставя в один ряд с «Манчестер Сити» и «ПСЖ» — клубами, в которые в последние годы инвестированы колоссальные средства. У таких проектов, по-вашему, большое будущее?
— Мне трудно сказать, но, по-моему, если кто-то вкладывает большие деньги в футбол, это можно только приветствовать. «Зенит» — тоже очень амбициозный клуб, наша команда тоже пишет историю.
У «Анжи» пока нет ярких достижений, а вот мы в последние два года становились чемпионами России. Самое главное в истории клубов — завоеванные титулы.
— В Бразилии «Анжи» ассоциируется в первую очередь с Роберто Карлосом, директором махачкалинского клуба. Вы с ним знакомы?
— Несколько раз беседовал с ним по телефону, знаю его агента. Излишне, наверное, говорить, что это великий футболист и очень яркая личность. Миллионы бразильцев считают его своим кумиром.
— Не он ли звонил вам в начале года, когда «Анжи», по моей информации, пытался уговорить вас переехать в Россию?
— Он. Мы мило поговорили, но я ответил отказом.
— Отчего же?
— Тогда я не был морально готов к уходу из «Порту» и отъезду из Португалии. Полгода спустя ситуация изменилась, я провел переговоры с руководством «Зенита», познакомился с планами клуба, с его инфраструктурой — и дал согласие. Не жалею, что переехал в Санкт-Петербург.
— Что стало главным мотивом вашего перехода?
— Мне захотелось сменить обстановку, начать новый этап в жизни. За четыре года в «Порту» я добился с этой командой почти всего, что только можно, — трижды был чемпионом страны, столько же раз выигрывал Кубок и Суперкубок Португалии, побеждал, как уже сказал, в Лиге Европы. Как раз в это время и последовало предложение «Зенита». Очень заманчивое. Грех было не согласиться.
— Да уж, сумма вашего трансфера шокировала многих… А что вообще для вас деньги?
— Достижение, если хотите — завоевание. Я родился в очень бедной семье, нам не всегда хватало денег на одежду и хлеб. Слава богу, родители вырастили меня, дали образование, но что такое нужда, я знаю не понаслышке. Так что уверяю вас: я знаю цену деньгам.
— На что вы их тратите?
— Стараюсь не тратить, а вкладывать в серьезные проекты. Век футболиста недолог, поэтому уже сейчас нужно думать о том, что будет после окончания карьеры. Ну и не забывайте, что у меня двое детей. Кому как не мне позаботиться о том, чтобы они получили хорошее образование и были счастливы?!
Все фото — страница ФК «Зенит» в Facebook