До первого снега остались считанные дни, а ключевая городская магистраль, Пулковское-Киевское шоссе между Петербургским шоссе и деревней Дони, с мая 2013 года осталась без уборки. Это произошло из-за юридических проволочек и несогласованной работы ведомств, сообщает «Фонтанка.ру».
Содержанием 13-километрового участка трассы М-20 между Петербургским шоссе и деревней Дони с мая 2013 года никто не занимается. Эту информацию подтвердили и в комитете по благоустройству, и в комитете по развитию транспортной инфраструктуры, и в ГИБДД, и в аппарате вице-губернатора Марата Оганесяна. С 2007 по 2013 год реконструкцией дороги занималось ЗАО «ПО «Возрождение» Игоря Букато по четырем госконтрактам общей стоимостью 13,8 млрд рублей. Компания расширила дорогу с двух до шести полос, появилась разделительная полоса, построила тоннель под Пулковским шоссе у поворота на Пушкин, двухуровневые развязки на углу Пулковского шоссе и Волхонского шоссе, а также на перекрестке Киевского и Красносельского шоссе.
Движение по дороге открыли еще в 2011 году, однако до сих пор объект не введен в эксплуатацию по юридическим причинам. По версии КРТИ, поводом послужило то, что электроэнергетики в ходе исполнения контракта изменили техусловия и в результате к дороге пришлось тянуть кабели от расположенной за несколько километров подстанции, что проектом не предполагалось. По версии «Возрождения», причина в другом: во время реконструкции заказчик предложил подрядчику установить на пешеходных переходах современные подъемники для инвалидов, хотя в проект было заложено более простое оборудование. «Но сейчас мы нашли общий язык, и в ноябре, как ожидается, все документы будут подписаны и объект будет введен в эксплуатацию», — уверены в компании. По данным Высшего арбитражного суда, летом 2013 года «Возрождение» пыталось взыскать с дирекции 52,4 млн рублей за недоплату за строительные работы и содержание дороги. Однако впоследствии заказчик добровольно выплатил деньги и фирма отозвала иск.
Содержанием объектов, не введенных в эксплуатацию, по закону, должен заниматься заказчик, сообщили в аппарате вице-губернатора Марата Оганесяна. По данным сайта госзакупок, дирекция транспортного строительства в 2012 году заключила более 20 таких контрактов на общую сумму почти 500 млн рублей (сколько и было предусмотрено в бюджете на 2013 год). Уборкой Пулковского-Киевского шоссе, судя по техзаданиям конкурсов, в том году занимались ГУДП «Центр» и ОАО «Автодор СПб». Судя по контрактам, уборка на трассе проводилась до 31 января 2013 года. Однако на деле ее убирали без конкурсов до мая. В незавершенном 2013 году таких контрактов всего три, их общая сумма составляет 3,5 млн рублей. Однако ни в одном из них речь об уборке М-20 не идет.
С мая уборка на трассе не проводится. Комитет по благоустройству (КБ) рассказывает, что подведомственные ему дорожные предприятия не могут убирать дорогу, потому что она не введена в эксплуатацию. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), который является заказчиком реконструкции и до ввода в эксплуатацию обязан содержать дорогу, объясняют невозможность уборки тем, что дорога передана в собственность КУГИ, и к дорожному комитету более не относится. Это, кстати, подтверждается и письмом КУГИ в адрес КБ № 3887 от 21 марта 2013 года, в котором говорится, что отреконструированный объект «входит в перечень объектов казны, находящихся в собственности Петербурга и подлежащих учету в реестре недвижимого имущества». При этом в КУГИ официально эту информацию опровергают, утверждая, что «новый объект дорожного хозяйства не учтен в реестре собственности Петербурга», поскольку КРТИ предоставил ведомству не все необходимые документы. Наконец, версия аппарата вице-губернатора Марата Оганесяна гласит, что КРТИ израсходовал все деньги, предусмотренные на эти цели в 2013 году, поэтому не хочет содержать дорогу.
В ситуации, когда никто не намерен заниматься уборкой М-20, а до первого снега остались считанные дни, чиновники ждут когда вице-губернатор Марат Оганесян утвердит проект постановления о передаче на баланс КБ построенных или реконструированных дорог, не введенных в эксплуатацию, чтобы подведомственные ему дорожные предприятия могли заняться их содержанием. Проект документа подготовили комитеты по развитию транспортной инфраструктуры, по строительству, по благоустройству и комитет финансов. У дорожного комитета таких объектов несколько десятков, их общая стоимость составляет 38 млрд рублей (еще в конце 2012 года эта цифра достигала 52 млрд).
В аппарате Марата Оганесяна надеются, что это постановление будет принято до конца 2013 года. Хотя КРТИ до сих пор не передал сливные стоки Пулковского и Киевского шоссе в собственность «Водоканала», а без этого комитету по благоустройству дорогу будет не передать. В КРТИ проводить конкурс на содержание Пулковского-Киевского шоссе не планируют, не собирается заниматься уборкой и «Возрождение», которое весной 2013 года ушло с объекта. А это значит, что Пулковское и Киевское шоссе могут остаться без содержания в ноябре и декабре. Как говорят сотрудники ГИБДД, если дорогу не начнут обслуживать, в гололед и снег на шоссе начнутся серьезные транспортные проблемы, поскольку водители грузовых автомобилей, на которых, как правило, не используется шипованная резина, не смогут подняться в Пулковскую гору.
Впрочем, в правительстве говорят, что в дорожной сфере существует практика, согласно которой подрядчиков регулярно вынуждают заниматься уборкой дороги за своей счет, несмотря на отсутствие такого требования в условиях госконтрактов на строительство и реконструкцию. В особенности это касается не сданных в эксплуатацию дорог. Если чиновники не определятся с уборкой М-20 в самое ближайшее время, не исключено, что эта практика снова даст о себе знать. Тем более что, если верить собеседникам из Смольного, она уже применялась на этом объекте. Сам подрядчик это отрицает.
Другой вопрос, — правильно ли Смольный расходует сотни миллионов на уборку трасс, если отсутствие этих работ на такой загруженной магистрали в течение вот уже шести месяцев можно фактически не заметить.
Однако вице-губернатор Петербурга Марат Оганесян намерен ускорить издание постановления, которое позволит подведомственным правительству дорожным предприятиям заниматься содержанием трассы М-20 между Петербургским шоссе и деревней Дони.
По предварительной договоренности между чиновниками, комитет по развитию транспортной инфраструктуры займется техническим обслуживанием дороги, а комитет по благоустройству — ее уборкой. К такому решению они пришли на совещании у Марата Оганесяна, которое прошло утром 31 октября.