Пасхальный прием петербургского митрополита Варсонофия, который прошел накануне в Петербурге, ознаменовался скандалом. Глава музея «Исаакиевский собор» Николай Буров рассказал собравшимся все, что он думает о священниках из Мордовии, которые работают в Петербурге, чем вызвал гнев служителей церкви.
«Этот город пережил блокаду и, думаю, переживет вас!» — такие слова прозвучали из уст Бурова на приеме митрополита Варсонофия. По версии директора музея, поводом для резких слов стала проповедь нового ключаря Исаакиевского собора, на которой тот сообщил пастве, что «завтра начнется война». По версии епархии, Буров руководит четырьмя прибыльными храмами-музеями, которые по закону рано или поздно должны отойти церкви. Именно это и стало причиной его резкого выступления.
В минувшее воскресенье митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий давал пасхальный прием для избранных. Директор музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров решил воспользоваться ситуацией и «задал жару» присутствующим.
В частности, директор «Исаакиевского собора» публично сообщил митрополиту, что он должен «следить за своими мальчишками». То есть новыми настоятелями, прибывшими из земель саранских (ранее Варсонофий возглавлял епархию в Мордовии).
«Не нам стоит брать благословения у Мордовии, а вам стоит брать у Петербурга, — сказал Николай Буров, по свидетельствам очевидцев. — И соблюдать такт по отношению к питерскому священству. Соблюдать традиции. Этот город пережил блокаду и думаю, переживет вас!»
Справедливости ради отметим, что формальный повод возмутиться у Бурова был. Владыка Варсонофий, который прибыл в Петербург из Саранска (Мордовия) за год служения главой Санкт-Петербургской епархии назначил как минимум пятерых служивших под его началом в Мордовии людей на различные посты в петербургской епархии.
«Фонтанка.ру» связалась с Николаем Буровым. Он отрицать факт своего выступления не стал, но подчеркнул, что не требовал никаких «сатисфакций» и кадровых решений от митрополита, а владыку Варсонофия глубоко уважает.
«Я, как представитель общественности, хотел обратить внимание владыки на то, чтобы молодые батюшки с вниманием относились к тому месту, которому рукоположены. Петербург — это особое место, это территория страдания. Я призвал только внимательнее и осторожнее отнестись к направлению молодых священников из Мордовской епархии», — прокомментировал свои слова Буров.
Далее он рассказал об инциденте, который на днях произошел в Исаакиевском соборе во время службы. Службу вел архимандрит Серафим (в миру Михаил Шкредь), который является «ставленником» Варсонофия и в Петербург приехал из Мордовии.
Буров рассказал, что во время службы архимандрит Серафим заявил пастве, что он принес в город Благую Весть.
«Так и сказал с амвона Исаакиевского собора во время пасхальной службы: «Сегодня я принес наконец-то в ваш Богом неспасаемый город благословение, он обрел святость благодаря мне». И второе — «Завтра начнется война», — передает слова архимандрита директор музея.
«В нынешней ситуации слово «война» — просто неприличное, запретное. Какая там гордыня, это просто самодовольство. Я обожаю владыку Варсонофия. Владыка Варсонофий уникальный. То, что он кого-то назначил, его дело. Но привлечь его внимание я хотел», — говорит Николай Буров.
Сам архимандрит Серафим говорит, что речь Бурова пропустил, так как куда-то отлучился в этот момент, а также расказывает, что слово «война» он не произносил.
Глава отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Петербургской епархии Александр Пелин (тоже переведенный Варсонофием в Петербург из Мордовии) прокомментировал произошедшее более развернуто:
«Мне кажется, что человек отмечал праздник и усугубил… Это был поток эмоций, которые он пытался выплеснуть на аудиторию. Он заявил, что владеет четырьмя музеями. Сказал, что он государев человек и единственный ктитор, тот, кто оберегает и сохраняет эти музеи. Мол, вы не претендуйте, уважаемые господа, ни на что. Хотя очевидно, что он использует бренд, церковное фактически имущество, которое должно по указу президента быть передано церкви. И фактически он зарабатывает деньги».
«Николай Буров часто заявляет, что Исаакиевский собор и Спас на Крови якобы никогда не принадлежали Церкви. А на самом деле законы Российской Империи четко определяли статус Церкви в дореволюционной России. И все это имущество должно рано или поздно стать собственностью правопреемника — Русской Православной Церкви«, — отметил Александр Пелин.
На вопрос, действительно ли Буров высказался в адрес молодых священников из Мордовии, протоиерей ответил, что ему 46 лет и он не «молодой священник из Мордовии». «Я уже 24 года священник, — заявил Пелин. — Пусть он в лицо мне это скажет. Единственное, с чем я к нему обращался — просил выделить в Сампсониевском соборе, где я настоятель, комнату для воскресной школы и клуба молодежного. Мне было отказано. Я пожелал бы Николаю Витальевичу духовного отрезвления и реальной веры».
Ранее мы писали о расколе, который произошел в мусульманской умме Петербурга: мать нынешнего муфтия и главы Соборной мечети Петербурга попросила Георгия Полтавченко «разобраться» с ее сыном, который, по ее словам, «пошел на поводу у экстремистов и таджикских моджахедов».