Первое нововведение дает возможность пострадавшему в ДТП обращаться за выплатами не в страховую компанию виновника аварии, а в свою собственную.
Сами страховщики уверены: это позволит осуществить плавный переход на европротокол (так часто называют новые правила) и не разорит страховые компании, сообщает Фонтанка.ру.
Второе позволяет при некоторых условиях оформлять происшествие без участия сотрудника ГИБДД, но тогда деньги нужно, как и сейчас, требовать у страховщика виновника.
Водитель: Будь внимателен
Между тем, эксперты указывают водителям на массу подводных камней в поправках к автогражданке, пишут «Новые известия«.
Указанные два нововведения по сути исключают друг друга. Преимущество усовершенствованной системы прямого возмещения убытков, которая дает потерпевшему право обратиться за деньгами в свою страховую компанию, — в том, что отношение страховых компаний к клиентам станет более лояльное – все-таки «свои, а не чужие». В результате средняя выплата по ОСАГО для автовладельцев может подрасти.
Однако обращение в свою компанию возможно лишь при выполнении ряда условий. Так, в аварии должны участвовать не более двух транспортных средств, вред нанесен только имуществу, без человеческих жертв. При этом обязательно должен оформляться протокол, для чего нужно вызывать сотрудников ГИБДД, при этом оба водителя должны иметь полисы ОСАГО.
Дело в том, что вступившие вчера в силу правила действуют только для тех, кто оформил автогражданку после 1 марта 2009 года. То есть в данный момент абсолютное большинство водителей новых прав не имеют и получат их только после того, как обновят свой полис ОСАГО.
Забыли о скрытых дефектах
Упрощенная процедура оформления ДТП (европротокол) предполагает, что можно обойтись и без автоинспектора. Это также возможно только при выполнении всех вышеперечисленных условий, плюс к этому участники аварии должны договориться, кто является ее виновником.
Также обе стороны должны быть согласны с характером и перечнем повреждений автомобиля. Если все условия выполнены, можно не звонить в ГИБДД, а оформить ДТП самим.
Однако здесь стоит учесть несколько важных обстоятельств – с упрощенным оформлением можно обратиться только в страховую компанию виновника, но не в свою. Кроме того, при упрощенной схеме страховая выплата потерпевшему не будет превышать 25 000 рублей, поэтому если повреждения стоят дороже – лучше все оформить официально.
Вице-президент Движения автомобилистов России адвокат Леонид Ольшанский считает, что вступившие в силу поправки к ОСАГО могут быть использованы против автовладельцев. «Теоретически лучше, чтобы эти правила были, но на первом этапе автолюбители окажутся в минусе, не зная всех минных полей, которые им наставили страховые компании», – говорит он.
Страховщики признаются, что боятся наступления 1 марта: работы у них станет больше. Считается, что мелкие аварии автомобилисты, не застрахованные по КАСКО, предпочитают решать по старинке, без присутствия ГИБДД. По их оценкам, таким образом «разруливаются» до 10% ДТП. Теперь же эти люди, опасаются владельцы страховых компаний, хлынут к ним за возмещением убытков, пишет dp.ru.
По словам эксперта, половина жалоб от автовладельцев связаны с нежеланием компаний платить по страховке, а с введением новых правил количество таких случаев резко возрастет, и людям чаще придется обращаться в суды.
Ведь не профессионалу достаточно сложно самому оценить ущерб от аварии. Ведь на день ДТП необходимо четко знать сколько стоит та или иная деталь, ее покраска, работа специалистов. К тому же, оценить водитель может лишь внешние повреждения, а внутренние деформации кузова авто могут просто неожиданно «всплыть» уже при ремонте на СТО.
Попробуй, докажи
Сами страховщики уже предупреждают, что у водителей могут возникнуть сложности с упрощенной схемой оформления ДТП – ведь не все смогут сами правильно определить размер ущерба и страховой суммы. Если же автовладелец ошибся в оценке ремонта машины и тот на деле окажется дороже 25 000 рублей, то все, что сверх этого лимита потерпевшему придется платить самому.
Страховщик сам не сможет без справки из ГИБДД с места аварии заплатить клиенту сверх этой суммы, в противном случае он подпадает под санкции налоговой инспекции.
Многие специалисты советуют водителям не торопиться с использованием новых возможностей ОСАГО и продолжать, как раньше, вызывать гаишников на место ДТП. По их словам, если дело дойдет до суда, упрощенная схема оформления аварии может быть аргументом, но гораздо менее весомым, чем протокол, составленный сотрудником ГИБДД.
Представители же страховых компаний могут заявить, что это просто сговор двух человек и никакого ДТП не было.
Неофициально страховые агенты сообщают, что «усеченные» правила ОСАГО пришлось принимать из-за низких тарифов, не соответствующих числу потенциальных обращений. РСА уже обращалось к Минфину с просьбой увеличить стоимость полисов ОСАГО.