В городских строительных магазинах ассортимент стал существенно отличаться от «докризисного». Все чаще можно видеть таблички «нет в наличии».
Заметим, что импортный товар заметно подорожал. Например, кафель, который год назад стоил 150 рублей за квадратный метр, сейчас обойдется в 250-300. Да и ассортимент сильно обеднел.
Кризис — не время для ремонта
— Из-за девальвации рубля цены на импорт взлетели, а сроки поставки увеличились, — объясняет заведующий отделом закупок товаров для ремонта и отделки компании-дистрибьютора Анатолий Кузнецов. — Неопределенность в завтрашнем дне, отсутствие гарантий — все это сказывается и на цене, и на ассортименте. Например, наша компания отказалась от закупок товара класса элит и премиум, потому что не известно, будут ли люди его брать, сообщает «Комсомольская правда».
Как заверили в одном из городских строймаркетов, горожане вообще в последние месяцы предпочитают не делать крупных покупок. Поэтому и сами магазины не рискуют — завозят лишь тот товар, который точно будет продан и не залежится.
Специалисты уверены, что вслед за небольшими магазинами от импорта откажутся и крупные торговые сети.
— Быстрее всего рынок насыщается российскими отделочными материалами за счет большого числа предприятий среднего и малого бизнеса, которые занимаются их выпуском, — продолжает Анатолий Кузнецов. — Возможно, кризис «почистит» ряды предпринимателей, но небольшие компании, не зависящие от кредитов, выживут и по-прежнему будут предлагать свой товар потребителю. Тотального дефицита бояться не стоит, но цены, скорее всего, вырастут.
Под заказ — что угодно
Впрочем, понятно, что и во время кризиса всегда найдутся те, кто может позволить себе элитный ремонт. Не исключено, что для такой категории горожан, как и десять лет назад, при крупных магазинах будет существовать услуга доставки стройматериалов из Европы под заказ, по каталогу. Добавим, что именно тогда же в магазинах для дома и строительства были популярны и ценники в «у.е.», о возврате к которым уже поспешили сообщить некоторые строительные компании, автосалоны и турфирмы. Цены в «единицах» пересчитывались ежедневно, исходя из торгового курса доллара на день покупки двери или рулона обоев.
Импорт не в почете
Заметим, что сокращение импортного ассортимента наблюдается и в продуктовых магазинах. По мнению экспертов, несмотря на все усилия поставщиков, в ближайшем будущем доля импортной продукции на полках магазинов существенно сократится.
По мнению аналитика инвестбанка «КИТ Финанс» Натальи Колупаевой, «маржа импортеров значительно сократилась, поскольку закупки осуществляются в основном в долларовой зоне, следовательно, в условиях девальвации рубля эти компании вынуждены повышать цены на продукцию. Сети будут стараться заменить их более широко востребованными товарами отечественного производства и продукцией, изготовленной в ближнем зарубежье. Например, импортные сыры и кондитерские изделия заменят русскими и белорусскими», — считает госпожа Колупаева.